Главная страница

Учитесь дружбой дорожить!


Скачать 90.47 Kb.
Название Учитесь дружбой дорожить!
Дата 20.02.2016
Размер 90.47 Kb.
Тип Сценарий

Вольская Ольга Анатольевна

МБОУ СОШ №18 г. Иркутск

Учитель начальных классов

Тема: Учитесь дружбой дорожить!

Цели:

  1. Привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;

  2. Познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.

  3. Способствовать сплочению классного коллектива.

  4.  Развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки.

  5.  Воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества, уважения к одноклассникам.

Предполагаемый результат: формирование у детей нравственного понятия "дружба ", как важнейшего условия формирования классного коллектива.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, конверты с раздаточным материалом; компьютер, презентация.

Форма проведения: Работа в группах с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: конкурс рисунков: «Наша дружная семья»

Сценарий классного часа.

1 слайд I. Организационный момент.

2 слайд II. Сообщение темы и цели занятия.

  1. Вступительная беседа.

1. Чтение наизусть двумя учениками стихотворения С. Маршака:

День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый тёплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо,

а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом, а потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело расстались

К вечеру домой.

Весело расстались –

Что нам унывать?

Весело друг с другом,

встретимся опять!

- Про кого так можно сказать? Как можно озаглавить это стихотворение?

- Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по теме: «Учитесь дружбой дорожить»

- Дружба – что это такое? Дайте словесное описание этого понятия.

  1. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».

3 слайд - Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другим никто не любит играть? Попробуем разобраться, почему это происходит.

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: « Дружи со мной! Подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявление «Срочно требуется друг».
- Как вы думаете, почему с девочкой не хотят дружить?

- А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо дорасти»?

- Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?

- Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

V. Разговор о первом друге.

- Сейчас, я предлагаю поговорить о том: Какой он мой друг? И почему он бесценен?

- Друзья, я хочу, чтобы в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал своё мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся. Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг?

- Почему он твой первый друг?

- Почему он бесценен?
Высказывания детей.
- Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?
- А с кем из класса каждый из вас пошёл бы в разведку?
- Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Я хочу зачитать вам отрывок из произведения В. Шекспира:

3.1 слайд

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.
- Настоящий друг во все времена – величайшая ценность.
Работа в группах:

4 слайд

- Я сейчас дам вам листы, а вы напишите по 5 качеств, которые цените в друге, в дружбе.

(Звучит песня «Дружба», автор Любаша в исполнении группы «Барбарики»).

Зачитывание собирательного образа друга, записанного на СВИТКЕ.

5 - 9 слайды
- Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга частот называют собственным, то есть другим, «Я».

  1. Психологический тест. - Итак, мы выяснили, какими качествами должен обладать друг, с какими людьми вы бы хотели дружить.

- Давайте, разберёмся, а сами-то вы хорошие друзья? Для этого нужно выполнить психологический тест: «Умеете ли вы общаться с людьми?»

- У каждого есть излюбленная манера общаться с людьми – поведенческий стиль. Данный тест поможет определить, корректны ли вы с одноклассниками и родными. Из трёх вариантов ответов (А, Б, В) подберите тот, который вам больше подходит.

10 слайд Звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, Б. Савельев.

  1. Знакомство с советами Д. Карнеги, как завоевать друзей.

11 слайд - Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Её автор Д. Карнеги даёт советы, к которым стоит прислушаться.
11.1 слайд 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  1. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. (Раздача конвертов с заданиями).

12 слайд 1. - Обсудите в группе предлагаемую ситуацию в течение 3-х минут и прокомментируйте её.
А). Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

Б). Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

В). Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Г). Твой друг совершает плохой поступок и об этом не знает никто, кроме тебя.

Д). Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

2. Составление простых правил товарищества.

  • Помогай товарищу, если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись всегда с товарищами, если у тебя что-то есть, а у товарища нет.

  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду.

  • Не завидуй товарищам, радуйся их успехам.

  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.



  1. Игра «Закончи пословицу»

- Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба не гриб - в лесу не найдёшь.

Старый друг лучше новых двух.


  1. Рефлексия.

  2. Подведение итогов. Заключительное слово учителя: 13 слайд

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

от хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

- Ребята, Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»

Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Литература:

1. И.Ю.Щербакова «Воспитательная работа в школе»

2.П.М. Мищенко «Классные часы в начальной школе»

3.Журнал «Начальная школа» №4 2008 г.

Приложение

Психологический тест «Умеете ли вы общаться с людьми?»

  1. В повседневной жизни вы обычно ведёте себя следующим образом:

А. Уравновешенно.

Б. Легкомысленно.

В. Крайне жестоко.


  1. Как вы поступаете, если без вашего разрешения что-то возьмут с вашего стола?

А. Отругаю.

Б. Потребую вернуть.

В. Узнаю, чем ещё можно помочь.


  1. Как вы думаете, каким человеком вас считают одноклассники?

А. Спокойным, независтливым.

Б. Слишком самоуверенным.

В. Дружелюбным.


  1. Будете ли вы искать пути к примирению после конфликта с одноклассниками?

А. Никогда.

Б. Смотря по обстоятельствам.

В. Обязательно.


  1. Как вы обычно ведёте себя, если возникает сложная ситуация?

А. Здраво.

Б. Теряю самообладание.

В. Внутренне закипаю.


  1. Что вы, как правило, предпринимаете, если дело совсем не ладится?

А. Смиряюсь.

Б. Стараюсь найти ошибки.

В. Ищу виновного.


  1. Как вы поступите, если вам предложат ответственное задание?

А. Конечно соглашусь.

Б. Соглашусь, но с опаской.

В. Откажусь – покой дороже.


  1. Какое животное из предложенного ряда вам наиболее симпатично?

А. Медведь.

Б. Тигр.

В. Домашняя кошка.


  1. Что вы посоветуете другу, если его кто-то обидит в школе?

А. Рассказать родителям.

Б. Рассказать учителю.

В. Посоветую дать сдачи.


  1. Что вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

А. Удовольствие.

Б. Страх.

В. Скуку.
Ключ к психологическому тесту:





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

1

3

1

2

3

1

2

1

Б

1

2

3

2

3

1

2

3

1

3

В

3

1

2

1

2

3

1

2

3

2


23 и более баллов:
Вы очень агрессивны и неуравновешенны, бываете, жестоки по отношению к другим людям. Стремясь к успеху, можете идти по «головам». Критику в свой адрес воспринимаете очень болезненно.

Вам стоит задуматься о том, правильно ли вы ведёте себя с людьми.

От 18 до 22 баллов:
Вы не агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она по существу. В жизни у вас всё благополучно – у вас для этого достаточно честолюбия.

Старайтесь сохранять подобный стиль поведения!

Менее 17 баллов:
Вы очень покладисты, но не уверены в своих силах и возможностях. Боитесь критики начальства, а к критике одноклассников относитесь вполне терпимо.

Побольше решительности и самостоятельности вам совсем не помешает!