Главная страница

Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии


Скачать 363.41 Kb.
Название Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии
страница 3/3
Дата 15.02.2016
Размер 363.41 Kb.
Тип Документы
1   2   3

Приложение 1

Определение уровня развития внимания
методом педагогического наблюдения



Внимание

Уровни развития внимания




недостаточный

критический

достаточный

Объем

Одновременно удерживает в зоне активного внимания один объект

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 2-3 объекта

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 4-5 объектов

Распределение

Умеет одновременно выполнять лишь одно действие – или пишет, или читает, или слушает , или разглядывает

Может одновременно успешно выполнять два действия – слушать и записывать, читать и анализировать, разглядывать и записывать

Успешно выполняет одновременно более двух действий – слушает, записывает, отслеживает по книге

Концентрация

Любой посторонний раздражитель отвлекает от выполнения задания

От выполнения задания отвлекает вход в класс постороннего человека, вопрос, заданный другим учеником, громкий звук за окном.

При выполнении задания практически не отвлекается на посторонние раздражители, если это не касается лично его.

Устойчивость

Произвольное внимание практически не сформировано, Устойчивость можно поддерживать только извне сильным раздражителем

Демонстрирует хорошее развитие послепроизвольного внимания, если интересно, может работать долго.

Хорошо развито произвольное внимание – может заставить себя сосредоточиться на выполнении задания.



Приложение 2
Определение уровня развития памяти учащегося

методом педагогического наблюдения




Память


Уровни развития памяти




недостаточный

критический

Достаточный

Словесно – логическая

С трудом запоминает формализованную информацию – правила, формулы

Может запомнить информацию, выраженную формально, но допускает ошибки

Легко запоминает новые термины, понятия, хорошо запоминает формулы и графики


Образная

Плохо запоминает информацию, если она представлена в образе рисунка, схемы, модели, художественного образа


Может запоминать подобную информацию, но делает ошибки

Легко запоминает информацию, представленную в виде реального или художественного образа

Эмоциональная

Практически не запоминает ощущений и чувств

Чувства иногда могут стать «якорем «при запоминании

Хорошо запоминает то, что пережито – что затронуло чувства




Приложение 3

Методика определения ведущей модальности учащихся способом педагогического наблюдения и в процессе педагогического эксперимента


Ведущая модальность при приёме информации

Результаты наблюдения за учеником

Визуальная

Часто смотрит вверх, когда учитель рассказывает, как будто представляет всё. Всегда следит по тексту при чтении учебника другими участниками образовательного процесса. Его тетрадь очень аккуратная, записи чистые, исправлений нет(обязательно замазывает ошибки). Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить 2-3 слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости : схемы, рисунки, видеофрагменты. Обычно спокоен, некофликтен.

Аудиальная

Когда читает проговаривает текст про себя. Часто отвлекается. Обычно – хороший имитатор, может повторить из слова в слово всё, что говорил учитель, даже если казалось, что он не слушает. Хуже вычисляет в уме , ему надо проговорить, осознать вопрос. Лучше работает, когда в классе тишина или сидит отдельно от других. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Лучше расскажет, чем напишет.


Кинестетическая

Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет как минимум две потасовки.. Хорошо работает с моделями, составляет системы из карточек, предложения из слов. Всегда готовы включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание

.


Приложение 4
Методика определения модальности входа и модальности выхода


Вход

Выход

Способ диагностики

Виз

Кин

Возьмите набор мелких предметов, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически – монетки, скрепки, пуговицы…всего по 2 штуки. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребёнку. Поставьте на стол ширму или другую перегородку.

Разложите ваш набор в определённом порядке.

Уберите перегородку и попросите ученика запомнить в каком порядке они лежат.

Через минуту поставьте перегородку и попросите его сложить свои предметы в том же порядке.

Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания.


Виз

Ауд

Ученик смотрит на разложенные предметы, потом вы ставите перегородку, а он рассказывает, что он запомнил.


Ауд

Кин

Поставьте перегородку, разложите предметы, а потом расскажите ученику, в каком порядке они лежат. Ученик должен разложить предметы, учитывая услышанное.


Ауд

Ауд

Расскажите ученику о порядке лежащих перед вами предметов. Ученик, не видя из-за перегородки вашей раскладки, должен повторить устно, что вы сказали.


Кин

Ауд

Не глядя, с закрытыми глазами, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом рассказывает в нужном порядке.


Кин

Кин

Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои в том же порядке.


Приложение 5

Методика определения функционального доминирования полушарий
мозга учащихся


Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орёл, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи нужно сделать одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками ( в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца + орёл, в другую глаголы, в третью названия внешних покровов этих животных), то скорее всего, этот ребёнок чаще реализует левополушарный тип мышления. Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт» из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орёл + летать + перья; окунь + плавать + чешуя). Если ребенок собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария.

куст

малина

ягода

дерево

дуб

желудь

трава

пшеница

зерно




хоккей

тайм

шайба

теннис

сет

мяч

шахматы

партия

пешка




молоко

кошка

мяукать

мясо

собака

лаять

трава

корова

мычать




Каир

Египет

Африка

Москва

Россия

Европа

Токио

Япония

Азия
1   2   3