Главная страница

«Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта»


Скачать 147.25 Kb.
Название «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта»
Дата 22.02.2016
Размер 147.25 Kb.
Тип Документы

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».




Система развития внимания на уроках русского языка в среднем звене специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. Программа коррекционной школы формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

3. Повысить уровень общего развития учащихся;

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

5. Развивать нравственные качества школьников.

Обучение русскому языку можно условно разделить на три этапа.

Первый этап-1 класс. Второй этап-2-4 классы. Третий этап-5-9 классы. В данном случае нас интересует третий этап. Усвоение детьми знаний на этом этапе осуществляется в процессе работы над конкретным материалом. Задачи данного этапа заключаются в дальнейшем совершенствовании техники чтения, в частности, формировании навыка беглого чтения, расширении возможностей в осознании читаемого материала, овладении различными формами пересказа. Старшеклассники учатся последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах, осваивают элементарные и грамматические понятия и связанные с ними правила правописания. Основной метод работы – упражнения, однако в них вводят более трудный материал, задания усложняют; повышается самостоятельность учащихся в их выполнении. Кроме того, если в младших классах упражнения подводили школьников к некоторым языковым обобщениям, то в старших классах они служат целям закрепления нового материала.

В связи с задачей повышения качества знаний, в настоящее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Одной из важнейших характеристик познавательной деятельности учащихся является произвольное внимание. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом, познавательной деятельностью, потребностью. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ряда ведущих отечественных психологов (Н. Ф. Добрынин, Л. С. Рубинштейн и др.), внимание (и главным образом произвольное) можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Психологические механизмы внимания формируются в деятельности. Значение учебной деятельности для развития произвольного внимания трудно переоценить. Она требует от ребёнка осознания цели деятельности, её удержания на определённый период времени, выполнения. Однако научить ребёнка осознанно трудиться в школе, тем более ребёнка с проблемами в психическом развитии, удаётся далеко не всегда, поскольку трудно решается вопрос выхода на конкретные технологии психолого – педагогической помощи ему.

Учёные, исследовавшие особенности психологического развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальных школ принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Игра должна быть подчинена обучающей цели урока. Планируя урок по той или иной теме, учитель заранее подбирает вопросы, примеры, осуществляет выбор упражнений, подготавливает все материалы, предусматривает варианты возможных ответов школьников.

Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.

При изложении материала учитель может использовать приёмы привлечения и удержания внимания.

Голосовая и эмоциональная модуляция. (Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса.)

Модуляция темпа речи. (Выдерживание паузы, изменение темпа. Резкое изменение скорости чтения.)

Прерывание речи, использование антиципации (догадки). (Прерывание речи на словах, с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове была прервана речь.)

"Провалы памяти". (Якобы забывание достаточно очевидных элементов сообщения, с просьбой помочь вспомнить.)

Жестикуляция. (Сопровождение речи мимикой и эмоциональной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.)

Наводящие вопросы. (В случае затруднения с ответом, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее.)

Вопрос – предположение. Смысловая антиципация. (На основании изложенного, задаётся вопрос – предположение, требующий смысловой догадки о чём пойдёт дальше речь и какие выводы можно сделать.)

Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер.) (Учитель начинает чтение, затем передаёт одному из слушателей, этот – следующему.)

Активное ассистирование. (Эстафета.) (Учитель начинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа одному из слушателей, то по команде – другому.

Тренировка кратковременной слуховой памяти. (Учитель прерывает рассказ на полуслове и просит от любого слушателя повторить последнее предложение.)

Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя, необходимых для воспитания внимания, относятся следующие (Ф. Н. Гоноболин):

- внимательность и наблюдательность учителя, который не спрашивает учеников – поняли они его или нет, а читает это по их лицам;

- умение держать в поле зрения весь класс, все дела, всё происходящее;

- любовь к своему предмету;

- внимание к внутреннему миру учеников, заботливость;

- внимательность к своим действиям, постоянный самоконтроль;

- уверенность в себе, внутренняя сила – это не крик и шум, а спокойная твёрдость, чёткость, собранность;

- деловое, энергичное ведение урока, умение поддерживать постоянный контакт с классом.

Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения ими определяют ход мыслительного процесса и его результат, а, следовательно, и продуктивность познавательной деятельности. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают. Но эти явления не имеют стойкого характера и при индивидуальной помощи взрослого компенсируются. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы нами были решены многие педагогические задачи.

В связи с этим, как на уроках русского языка, так и на чтении, где только возможно по тематике, необходимо стараться включить загадки. Ведь именно они полны познавательного смысла. Работа с загадками – это развитие детской сообразительности, воображения. Детям нравится отгадывать загадки, у них вызывает радость и процесс, и результат умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству, развивает внимание.

Так в 5 классе при изучении темы "Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце" можно провести самодиктант в виде отгадывания загадок и записи в тетрадь отгадок, с обозначением рода вверху.

Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться. (Грач)

Шевельнул бородкой гном – и вошёл хозяин в дом. (Ключ)

Изучая тему "Склонение имён существительных" детям предлагается провести соревнование в виде "Отгадай загадку, определи склонение отгадки, обозначив род".

- Светит, сверкает, всех согревает. Солнце – ср.р., окончание – "е", 2 склонение.

- Неизвестно, где живёт, налетит – деревья гнёт. Ветер – м.р., конечная согласная "р", 2 склонение.

- Крашеное коромысло, над рекой повисло. Радуга – ж.р., окончание – "а", 1 склонение.

Возбуждая в детях познавательный интерес к теме через загадку, удаётся привлечь внимание всех ребят, они невольно все участвуют в беседе, обмениваются впечатлениями, каждый стремится высказать, что он знает, видел, слышал, наблюдал. Одновременно в таких беседах учитель может незаметно поправлять ребят, учить их правильно излагать свои мысли, чувства, строить предложения, полно отвечать на вопросы.

На уроках чтения чаще всего дети встречаются или же сами подбирают пословицы, загадки к обобщающим урокам по темам. Здесь целесообразно проводить кольцовки пословиц, загадок, песен по данной теме в виде соревнований между рядами, конкурсы чтецов.

Чтение – важнейший источник знаний. Книга даёт объяснение тому, что вызывает удивление, восторг, интерес; воспитывает в детях внимательных читателей, способных правильно разбираться в эстетической и художественной стороне произведения, учит читать целенаправленно.

Самостоятельность мышления, практических и умственных действий у учащихся успешно развиваются, если познавательной деятельностью детей постоянно умело, последовательно руководит учитель.

Развитие внимания и формирование у школьников умений, требуют от учителя не только хорошо организованного и целенаправленного руководства учебным трудом, но и проблемного изложения знаний, активного привлечения учащихся к познавательному поиску.

Постоянный творческий поиск учителя и ученика, умение учителя вовремя сориентироваться, увидеть, интересно ли детям, и даже при изучении сложных тем, когда нет свободной минутки, не забывать, что перед нами дети, предложить им интересную игру, соревнование, вспомнить песню, т.е. вести детей по трудному, но интересному пути.

В развитии внимания учащихся необходимо учитывать большую роль образности и наглядности. На уроках русского языка – это таблицы в уменьшенном размере (части речи, склонения имён существительных), карточки с индивидуальными заданиями, ребусы, кроссворды, картинки для самодиктанта. На уроках чтения – это в первую очередь тематические выставки книг, картины, иллюстрации к произведениям, раздвижные выставки, фильмы. Применение всех выше указанных наглядных пособий способствует развитию произвольного внимания, повышению познавательного интереса, помогает вызвать эмоциональные чувства.

Упражнения на развитие внимания

Упражнение 1. "Внимание"

На словесном материале.

Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться. Готовятся карточки, составленные по образцу. По сигналу "Внимание" ребёнку нужно показать материал, но не больше, чем на 2сек. Ребёнок должен постараться прочесть предъявляемый материал и записать его. При этом нужно сказать ребёнку, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок можно увеличивать объём материала.

Варианты материала.

Задание 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛКТМЦ ЖКПРЧДЗНТК

КПТНСДШРВТБЧ ДПВШГС

БМДРКЛФМВХШТСГ

Задание 2.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка

ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор

Задание 3.

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу. Что ты. Дай мне. Я плыву. Дым идёт. Лень мне. Двор чист. Один – воин. Что делать. Птица поёт. Ученье свет. Делу – время. Всё по колено. Вода в решете. Работа не волк. Слово – серебро. Счастье в труде. Всем не угодишь.

Карточки каждого задания рекомендуется показывать в порядке возрастания количества букв.

Упражнения, направленные на улучшение концентрации и устойчивости внимания

Упражнение 1. "Найди и распутай линии"

Перед началом работы ребёнку сообщается задание: "Перед тобой ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Проследи каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, поставь её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца".

Первоначальное количество линий, предлагаемое ребёнку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить ребёнку помогать себе пальцами или карандашом, но потом лучше всего добиться, чтобы ребёнок работал только глазами.

Упражнение 2.

Нужно попросить ребёнка без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФАЛЛИТАДЕРРА

г) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

д) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ АФУНИТАРЕ

е) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

Упражнение на тренировку распределения и

избирательности внимания

Упражнение 1. "Найди спрятанное слово"

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть их.

Пример: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА ПРОСТЫЮРОЗАЕВНЦИДЖАРАМЫЛРКВТСУМКАЛДЧЕВРЫБАЙ

Упражнение 2.

Учёные установили, что обычно причина глобальной невнимательности, характерной для детей, заключается в следующем. Дети обращают большее внимание на общий смысл текста, фразы, слова, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями. Внимательность ребёнка можно потренировать. И суть занятий будет состоять в том, чтобы преодолеть "глобальное восприятие", научить ребёнка воспринимать содержание с учётом отдельных элементов на фоне смысла целого. Для этого используются следующие приёмы.

Нужно прочитать слово (чтобы установить его смысл), затем предложить ребёнку разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.

Для этого подбираются самые разные слова. Вначале слоги необходимо разделять вертикальной карандашной чертой, затем чёрточки не ставятся, но слоги произносятся с чётким разделением голосом и последовательно проверяются. Со временем разделение слогов становится всё короче и сводится к ударениям на отдельных слогах.

Следующий этап – слово прочитывается по слогам про себя ("Первый – правильно, второй – нет: здесь пропущено… переставлено.."). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому, чтобы ребёнок прочитывал всё слово про себя и давал ему общую оценку (правильно – неправильно; и если неправильно, то разъяснял почему). После этого можно переходить к прочтению всей фразы с её оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).

Наряду с "контролем по написанию" необходимо проводить отработку "контроля по смыслу" (соответствия отдельных слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом. Содержание упражнений можно расширить: например, проверять правильность картинок, узоров, наборов букв.

Упражнение 3. «Лишние буквы».

Педагог предлагает детям найти в каждой строке «лишнюю» букву, затем составить из этих букв слово и назвать его. Получилось слова «булка», «санки»

В

В

Б

В

В

В

В

Х

У

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

Л

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

К

Н

Д

Д

Д

Д

А

Д

Д




О

О

О

С

О

О

О

Л

Л

Л

Л

Л

Л

А

К

К

К

К

Н

К

К

Х

Х

Х

К

Х

Х

Х

Н

И

Н

Н

Н

Н

Н


Упражнение 4. "Догони и поймай букву".

Учащимся предлагается вычёркивать ту букву, которая стоит в строчке первой, или же одну букву в строчке вычёркивать, а другую подчёркивать. Например, "е" – вычёркиваем, а букву "м" подчёркиваем:

Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.

Ещё один вариант: сначала одну букву подчёркиваем, а другую вычёркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идёт наоборот – первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем.

Рос цветочек золотистый,

Стал он круглый и пушистый.

Внимание!

Саша дунет, засмеётся,

Пух по ветру разнесётся.

Там, куда упал султанчик,

Будет новый одуванчик.

Дети с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Упражнения на развитие слухового произвольного внимания

Данные упражнения можно включать в основной ход урока, а также использовать в качестве физ.минутки.

«Поймай хлопок». Педагог хлопает руками и топает ногами. Дети должны поймать хлопок педагога, начиная хлопать вместе с ним.

«Спор хлопками». Педагог хлопает чередуя громкие хлопки с тихими. Дети должны отвечать на громкие хлопки тихими хлопками, и наоборот.

«Хлопай – топай». Педагог хлопает в ладоши и топает ногами. Дети отвечают на хлопки топаньем ног, и наоборот.

«Хлопок по кругу». Педагог хлопает в ладоши, дети по кругу друг за другом отвечают хлопками.

«Светофор». Педагог показывает круги трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Дети на красный круг, изображают руками крест (запрет); на жёлтый круг – совершают хлопок в ладоши; на зелёный – топают ногами. Игру можно усложнять не показывая разноцветные круги, а выполняя хлопки на заданные цвета: красный – 1 хлопок, жёлтый – 2 хлопка, зелёный – 3 хлопка.

«Птицы, рыбы, звери». Игра аналогична предыдущей. Детям показывают картинки. Дети выполняют движения: птицы – махи руками в стороны; рыбы – соединёнными ладонями перед собой выполняется движение «волна»; звери – топаем ногами. Усложнение игры за счёт хлопков.

«Так бывает или нет?»

Педагог предлагает детям внимательно слушать стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, на самом деле не бывает), подать знак — хлопнуть в ладоши. 1то сможет избежать ошибок?

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

3. Александрова

«Правильно неправильно»

Ход занятия: Педагог предлагает детям заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.).

Примеры предложений:

По утрам я сначала надеваю куртку, а потом — рубашку.

Вечером я сначала чищу зубы, а потом сажусь ужинать.

Ночью я часто хожу гулять в лес.

• Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять. И т. д.

Усложнение: «неправильные» предложения могут составлять сами дети и предлагать друг другу определить правильность-неправильность придуманных ими предложений.
Литература

1.Баскакова И. Л. Внимание школьников – олигофренов. М., 1982 г.

2. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психология обследования младших школьников. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2001 г.

3. Власова Т. А. Дети с отклонениями вразвитии. – М., 1973 г.

4. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. – Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978 г.

5. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981 г.

6. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. – М., 1999 г.