Главная страница

Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии


Скачать 363.41 Kb.
Название Учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии
страница 1/3
Дата 15.02.2016
Размер 363.41 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Н.В. Черенева



Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.
Описанный в данной статье опыт позволяет учителю достичь на своих уроках необходимого уровня индивидуализации учебного процесса при работе с одаренными учащимися. В статье можно найти ответы на вопросы, волнующие современного учителя. Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекут разнообразные учебные приёмы и задания, направленные на развитие психофизиологических процессов учащихся.

Детский возраст — это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса определяет динамику развития одаренности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Диагностика учащихся показала, что при ориентации на формирование эмпирического, репродуктивного мышления, многие ученики, хорошо знающие школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, в основном опираются на свою память, испытывают затруднения при ответах на проблемные вопросы.

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному, возникает потребность перестроить работу учителя таким образом, чтобы она была построена на критериях «от ученика». А для этого нужно знать – какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ познания и восприятия учебного материала.

Как учитель-естественник, я отмечаю, что с одной стороны предмет «биология» обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Для того, чтобы эти два «разнообразия» ( учеников и учебных форм работы) целенаправленно шли в одном направлении, в своей работе я использую личностно ориентированную технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, применение которой позволяет создать и определить пространство учебного успеха ученика.

Поэтому целью моей работы с одаренными учащимися является поэтапное, целенаправленное и управляемое со стороны учителя, определение и развитие параметров учебного успеха на уроках биологии с помощью специальной системы познавательных заданий, создание благоприятных условий для каждого ученика, выявление и активное использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учащихся.

Свою задачу педагога я вижу в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, формы и виды учебной работы, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, вооружить учащихся способам познания окружающего мира, приёмам приобретения новых знаний, умений и навыков, создать условия для наиболее полного раскрытия способностей и дарований каждого ребенка.

Исходя из опыта работы, и на основании изученного теоретического материала по данному вопросу, для создания пространства учебного успеха ученика, я использую следующие параметры:

  • мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков

  • формирование у учащихся системы знаний;

  • формирование у учащихся системы умений и навыков;

  • развитие познавательной сферы ученика через развитие психофизиологических свойств личности ( внимание, логическое мышление, память и др.).

На основании данных параметров были разработаны составляющие и структура учебного успеха ученика:

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурсы учебного успеха

Параметры индивидуального стиля учебной деятельности

Система измерения параметра

«ЗНАЮ»

Обученность

Оценка по предмету

«МОГУ»

Внимание


Уровни проявления:

  • недопустимый

  • критический

  • недостаточный




Память







Модальность

Аудиал, визуал, кинестетик




Доминирование полушарий

Правое, левое, равное

«УМЕЮ»

Интеллектуальные навыки


Уровни сформированности:

  • недопустимый

  • критический

  • достаточный




Информационные навыки







Коммуникативные навыки







Организационные навыки




«ХОЧУ»

Уровень развития мотивации

Эмоциональный

Познавательный

Социальный

Социально-духовный


Если развивается и работает любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

Для эффективного использования технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности с целью развития психофизиологических процессов учащихся на уроках биологии свою работу я строю следующим образом:

  1. педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика;

  2. «сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ (определение параметров недостаточного и критического уровня;)

  3. создание, накопление и систематика учебных приемов, видов и форм учебных заданий для использования в технологии ;

  4. выбор форм работы и заданий на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для развития данного ученика;

  5. оформление индивидуальной карты учебного успеха ученика, определение программы развития;

  6. использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся;

  7. подготовка и организация творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;

  8. оценка, анализ и корректировка деятельности учителя и учащихся на основе данных диагностики и выводов о ее результативности.


Работа с учащимися строится в соответствии со следующими принципамив педагогической деятельности:

  1. личностно-деятельный подход ( признание индивидуальности личности ученика, ее уникальности и своеобразия, организация деятельности с учетом личностных качеств каждого ученика);

  2. создание атмосферы творческого самовыражения детей, управление формированием свойств личности;

  3. гуманизация личностных и межличностных взаимоотношений между учителем и учеником, уважительное отношение к мнению учащихся, создание условий для развития творческих способностей;

  4. формирование творческого мышления и нацеленность учебной деятельности на создание творческого продукта;

  5. активизация интересов школьников к самостоятельной творческой деятельности;

  6. оптимальное сочетание разных форм и видов учебной работы для организации познавательной деятельности учащихся



I. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика

Чтобы человека обучать и воспитывать его надо знать во всех отношениях. Учитель, как отмечал А.М.Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Для того, чтобы проектирование было целенаправленным и осознанным, нужно, прежде всего, ясно представлять конечную цель (что я хочу формировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?).

В ходе диагностики я изучаю следующее:

  • Особенности внимания (объем, распределение, концентрация и устойчивость); Данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – это важнейшая информация для способов проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Лучше всего использовать данные о развитии внимания учащихся, полученные психологами, но опытный учитель-предметник также может оценить развитие психофизиологического параметра внимание через наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определённого типа ( Приложение 1)

  • Свойства памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, и эмоциональная); Эта информация для учителя важна как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала, в форме , удобной для запоминания именно этому ученику. Одновременно нужно обратить внимание на развитие тех видов памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь путём внимательного наблюдения за деятельностью ученика учитель может определить «западающий» вид памяти (Приложение 2)

  • Модальность ( предпочитаемый канал приема информации: визуальный, аудиальный, кинестетический); Для учителя это очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика.. Важно бывает определить модальность как входа так и выхода (способ «выдачи» информации). Важная роль здесь так же отводится педагогическому наблюдению и педагогическому эксперименту (Приложение 3 и 4)

  • Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга

- изучается в связи с тем, что в каждом классе до 25% учащихся – так называемые «левши», которые требуют особого подхода в обучении. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование полушарий ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация помогает учителю понять в каком виде ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие (Приложение 5).
II. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ
На основании данных диагностики учителем заполняется индивидуальная карта учебного успеха ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА


Фамилия Имя




оптимальный

критический

недостаточн.

ВНИМАНИЕ

Объем













Распределение













Концентрация













Устойчивость











ПАМЯТЬ

Словесно-логическая













Наглядно-образная













Эмоциональная











МОДАЛЬНОСТЬ





визуальный

аудиальный

кинестетич.

ПОЛУШАРИЕ





равно

левое

правое




    1. Создание, накопление и систематизация учебных приемов, видов и форм учебных заданий


Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и выбора оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса, определенные особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика подкрепляются достаточным количеством разнообразного дидактического материала.

Это можно сделать с помощью таких приёмов учебной работы:


  1. «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, карту, диаграмму;

  2. Проанализировать информацию , представленную в виде таблицы, схемы, карты, диаграммы, сделать вывод;

  3. Придумать название короткому тексту по изучаемой теме;

  4. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;

  5. Восстановить текст из перепутанных фрагментов;

  6. Корректурная проба

  7. Извлечь устно всю информацию из представленного объекта;

  8. Решить смысловую пропорцию;

  9. Решить развивающий канон;

  10. Решить кроссворд, сканворд по теме;

  11. Составить развивающий канон;

  12. Составить синквейн;

  13. Составить кроссворд, сканворд по теме;

  14. Разделить на группы организмы, процессы, понятия;

  15. Классификация по карточкам, если принцип классификации неизвестен;

  16. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием );

  17. Найти «лишнее слово»;

  18. Произвести соответствие понятий и фактов;

  19. Составить несколько предложений с одним и тем же фактом, термином;

  20. Сравнить понятия по смыслу;

  21. Сравнить модели, рисунки, карточки, найти общие признаки;

  22. Найти ошибки в тексте;

  23. Глядя на картинку, найти описание этого объекта, процесса, в учебнике;

  24. Числовой диктант;

  25. Буквенный диктант;

  26. Тест (выбор одного ответа из нескольких предложенных);

  27. Самостоятельное изучение нового материала на уроке с использованием персонального путеводителя по уроку;

  28. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы;

  29. Просмотр видеофрагмента с заданиями «до» и «после» просмотра»;

  30. Практическая групповая работа на единую цель;

  31. «Мозговой штурм»;

  32. Восстановить подписи к «немой» схеме процесса, явления, объекта;

  33. Решить задачу с биологическим содержанием;

  34. Определение неизвестного живого объекта по определителям или в электронном формате;

  35. Выдвижение гипотез и их защита;

  36. Собрать модель процесса из подручных материалов;

  37. Составить опорный конспект по теме;

  38. Упростить научно-популярный текст без потери смысла;

  39. Изобразить свернутую информацию в виде загадки для соседа по парте;

  40. Сопоставление текста с рисунком. Что не описано в тексте?

  41. Собрать, оформить и описать коллекцию;

  42. Нарисовать иллюстрацию к изучаемой теме;

  43. Найти информацию по проблемному вопросу через ИНТЕРНЕТ, оформить в виде карточки со ссылками;

  44. Составить развернутый план текста параграфа;

  45. Написать сочинение от имени биологического объекта;

  46. Прочитать и пересказать текст параграфа учебника;

  47. Подобрать примеры из жизни, иллюстрирующие законы и правила;

  48. Придумать и записать вопросы по тексту параграфа;

  49. Составить меню на один день из растений, произрастающих в разных центрах происхождения;

  50. Подготовить публичное выступление по теме;

  51. Написать реферат по теме;

  52. Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты, провести защиту;

  53. Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с биологией

  54. Провести самостоятельно исследование по заданному алгоритму;

  55. Создать слайдовую презентацию по изучаемой теме;

  56. Провести анкетирование с целью изучения мнения по данной проблеме.

  57. Провести комплексное экологическое исследование местности с описанием, фотографиями, написать отчет;

  58. Написать и оформить отчет об экскурсии с использованием ПК, фотокамеры;

  59. Составить задание для викторины или интеллектуальной игры;

  60. Провести экскурсию в природе для младших школьников;

  61. Составить буклет по природным ресурсам местности с фотографиями;

  62. Собрать пословицы и поговорки о представителях какого-либо класса животных или семейств растений, оформить тематический сборник.

  63. Определить растения по запаху, вкусу;

  64. Определить животное по издаваемым звукам, по следам

  65. Предсказать погоду по поведению животных и растений;

  66. Выбрать из букета лекарственные травы

  67. Принять участие в ролевой игре, подготовить вопросы другой команде;

  68. Подготовить ролевую игру.

  69. Подготовить и провести урок биологии.

IV. Выбор форм работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для данного ученика

После создания, накопления и систематизации форм работы определяются типы заданий, для формирования тех или иных параметров каждого ученика.

Например: 4. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;

Данный прием можно использовать для формирования тех параметров, клеточки которых заштрихованы.

Параметры




Формирование с помощью данного приёма



ВНИМАНИЕ

Объем




Распределение




Концентрация




Устойчивость







ПАМЯТЬ

Словесно-логическая




Наглядно-образная




Эмоциональная




МОДАЛЬНОСТЬ


Визуальная




Аудиальная




Кинестетическая




ПОЛУШАРИЯ








В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КАРТУ УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА заносятся номера тех приемов, которые позволяют формировать у него необходимые знания, умения, навыки и составляю индивидуальную программу развития ученика средствами учебного предмета биологии.
V. Использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся
1. Упражнения для развития внимания

1.1 Учитель задает вопросы, учащиеся воспринимают их на слух, мысленно отвечают, записывают в строчку первые буквы слов-отгадок. При правильном написании можно прочитать слово или целое предложение.

* Героиня сказки К. Чуковского…….. (Муха)

* Бабочка и морской офицер …………(Адмирал)

* Вещество в покровах насекомых … (Хитин)

* Бабочка и древнегреческий бог …… (Аполлон)

* Перенос пыльцы насекомыми…… (Опыление)

* Жук и непарнокопытное ……………(Носорог)

1.2 Учитель предлагает внимательно прочитать текст, рассмотреть рисунок, схему, таблицу, учебник один раз, закрыть его и ответить на вопросы учителя.

Пример: Знакомство с учебником биологии «Живой организме» 6 кл.

  • Назовите авторов вашего учебника

  • Прочитайте оглавление учебника и назовите его разделы

  • Сколько всего параграфов в учебнике?

  • Каким цветом выделены названия: ВТОРОГО РАЗДЕЛА

  • Какое животное изображено на странице 175?

  • Какое растение изображено на странице 170? Является ли оно лекарственным? Почему?

  • Что означают следующие знаки, встречающиеся в учебнике:

а) рыбка б) звездочка в) черный кружок

  • Какую практическую работу предлагает учебник

а) по изучению семени

б) по изучению химического состава клетки

в) по изучению бесполого размножения

  • Что изображено на форзаце учебника?

    1. «Лови ошибку»! Учитель читает текст, намеренно допуская ошибки, которые должны найти учащиеся. Для визуалов можно предложить самостоятельное прочтение текста.

Воскресенье в лесу

Веселой музыкой мы оповестили лес о том, что прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, рыжики, волнушки и сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал с корнем. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай с листьями ивы, поели и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы их все равно разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые в крапинку яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лугу мы нашли маленького ежика, он ел зелёную травку. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали, но попив воды из чистой лесной лужи стали бодрыми и весёлыми. В лесу всегда довольно много муравейников. Вася решил нам показать, как добывают муравьиный сок. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками лесных цветов – лютиков, ромашек и колокольчиков мы пошли к станции. Весело прошел день!


    1. Как можно быстрее из каждой строчки нужно выбрать лишь те буквы, которые не повторяются, составив из них названия внутренних органов человека и ответить на вопрос «Какую систему образуют эти органы?»:




  • ПТООРКВПАКДХДБЕБОВЯ
  1   2   3