Главная страница

Учитель русского языка и чтения: Фомина О. П. Мбс(К)оу «С(К)ош №19viii вида» Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Скачать 54.49 Kb.
Название Учитель русского языка и чтения: Фомина О. П. Мбс(К)оу «С(К)ош №19viii вида» Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Дата 02.03.2016
Размер 54.49 Kb.
Тип Документы

Учитель русского языка и чтения: Фомина О.П.

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №19VIII вида»
Требования к уроку

в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования деятельности, как самого учителя, так и рационального планирования деятельности обучающихся.

Трудность работы в коррекционной школе VIII вида заключается в том, что все обучающиеся школы состоят на учёте у психиатра в связи с тем, что имеют нарушения мыслительной и познавательной деятельности. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, в современной действительности. Следовательно, при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими дидактическими принципами:

1) обучение должно быть направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны и должны включать в себя наглядность, иллюстративность. На уроке должен быть, дифференцирован раздаточный материл;

3) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

В связи с этим во время учебного процесса каждый учитель создаёт свои зоны усвоения программного материала, разбивая класс на группы.

I группа - ученики, усваивающие программный материал в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются.

Так, на уроках русского языка ученики овладевают звукобуквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Они понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.

II группа – испытывают затруднение в усвоении программного материла, нуждаются в дополнительном объяснении. Учитель оказывает активизирующую и организующую помощь. Обучающихся отличает сниженный темп работы, затруднённость в переключении с одного вида деятельности на другой, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.

На уроках они допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить не могут. Практические знания не применяют на практике.

Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

III группа - ученики, с трудом усваивающие программный материал, необходим контроль над деятельностью на уроке, индивидуализация обучения, разнообразные виды помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже.

Наблюдается достаточно быстрая утомляемость, неустойчивость внимания. Характерно: механическое списывание, непонимание прочитанного, ограниченный словарный запас.

При составлении урока учитель учитывает количество учащихся I, II, III группы, ставит перед собой образовательную, коррекционно - развивающую, воспитывающую цели для каждой группы отдельно, подбирает материал для каждой группы отдельно. Сводит воедино, комбинируя урок так, чтобы деятельность на уроке была результативной.

Например:

При проверке домашнего задания, сильный учащийся проверяет слабого учащегося, то есть проходит взаимопроверка.

- при фронтальной проверке; сильный обучающийся начинает, слабый заканчивает.

При объяснении нового материала, излагать материал учителю нужно так, чтобы материал был доступен для III группы. На этом этапе должна проходить следующая работа:

I группа – работа с учебником;

Например: работа с правилом, заданием учебника:

Слова – имена существительные.

Отвечают на вопросы

Кто? Что?

Обозначают предмет.

Выбрать все существительные из данных слов.

Лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, ёж, лисий, лес.

II группа – работа с дидактическими играми, ребусами;

С помощью игр, ребусов учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя. Правильно называют слова, ставят к ним вопрос.

III группа – применение на уроке наглядности.

Применение наглядности делает урок ярким, красочным, интересным. При опоре на наглядность у учащихся с ОВЗ в памяти остаётся больше воспринятой информации.

Следующий этап, закрепление урока;

III группа – карточки для списывания с требованиями единых орфографических норм;

II группа - карточки с более сложным заданием (вставить пропущенную букву, подчеркнуть имена существительные, подписать вопрос);

В то время как I группа получает задания по сложности программного материала изложенного в учебнике. Они выполняют упражнения, как правило, с данным к нему заданием.

Домашнее задание даётся строго дифференцированно каждой группе, подбирая по возможности их выполнения.

Например:

  1. Стр. 85 Упр. 215 (Женя, Алёна)

По заданию учебника.

  1. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

Списать, поставить вопрос к именам существительным.

  1. Работа по карточкам (Петя, Антон)

Списать, поставить над существительными вопрос кто? что?

Из опыта я поняла, что самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности.

На каждом уроке продумываю применение:

  1. Артикуляционных упражнений на проговаривания букв, звуков, слов, слогов.

  2. Развитие зрительного и слухового восприятия через орфографические минутки;

  3. Каждое упражнение должно быть направлено на практико - значимую деятельность обучающих (например, режим дня, здоровье, правила дорожного движения, лесные пожары, любовь к родному краю, к животным, к близким.)

Учитель продумывает воспитательную цель урока для развития у учащихся настойчивости, аккуратности, чувства коллективизма.

И здесь главное переключить обучающихся с одного вида деятельности на другой для сохранения темпа работы.

Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.   

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у учащегося с ОВЗ меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 % ,при наблюдении предме­та (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизи­тельно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.

Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность.

Профессионализм учительской деятельности основан на негласных правилах:

- формирование интереса только через деятельность самих учащихся с ОВЗ;

- совместимость словесности, наглядности, дидактики на уроке;

- мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;

- перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться.