Главная страница

Творческая работа «основы совместной творческой деятельности педагога и учащихся»


Скачать 105.19 Kb.
Название Творческая работа «основы совместной творческой деятельности педагога и учащихся»
Дата 04.03.2016
Размер 105.19 Kb.
Тип Творческая работа

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ»



Выполнена учителем ИЗО МОУ «СОШ № 97» г. Саратова Чижиковой Людмилой Анатольевной






САРАТОВ 2012г.

Содержание.

Содержание……………………………………………………………2.

Введение ………………………………………………………………3.

Творческое сотрудничество учителя и ученика на уроках изо…. .. 4.

  1. Структура урока изобразительного искусства……………….6.

  2. Урок-пример…………………………………………………....9.

Заключение…………………………………………………………….12.

Список литературы…………………………………………………...12.


Введение

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

«Детское творчество научает ребенка овладевать

системой своих переживаний, побеждать и пре-

одолевать их и учит психику восхождению»

(Л.С. Выготский).

Творческое сотрудничество учителя и ученика на уроках изо.

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Учитель должен быть свободен в своем поведении и своих действиях, как в индивидуальном, так и в коллективном педагогическом творчестве (с коллегами, с учащимися, родителями, работниками внешкольных учреждений). Его профессиональное творчество возможно при свободе выбора стиля взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, свободе выбора форм, методов и средств организации урочных и внеурочных занятий и т.п.

Педагог должен учитывать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, их интересы, потребности, особенности их индивидуального и коллективного поведения. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л. Рубинштейн, обращая внимание на то, что «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит».

Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать индивидуальность. Современный человек должен также применять полученные знания в различных ситуациях и для различных целей, применять их гибко и творчески. Педагог должен изучать потребности ребенка и по мере возможности удовлетворять их, развивая интересы, давать простор его творческим силам.

Педагогическое творчество состоит в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология изучает потребность в самоактуализации и самореализации как основную базовую потребность личности (А. Маслоу,), которая проявляется в стремлении к постоянной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к установлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей. Рисуя, ребенок развивает себя как физически так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают… По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Мышление и творчество неотделимы. Основное предназначение уроков искусства – формирование навыков построения бесчисленного множества реальностей, развитие воображения (фантазии). Эмоциональность, интерес, активность лежат в основе творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для учеников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Структура урока изобразительного искусства.

Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.

  1. Стадия подготовки материала к замыслу.

Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:

а. Активизацию накопленного жизненного и культурного опыта.

б. Освоение способов построения художественной формы.

Материал первого рода – это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

2) Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей.

Задача – замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел – задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

3) Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

Культура обоих участников образовательного пространства призвана сыграть значительную роль при создании атмосферы сотворчества, в основе которого лежит полноценное взаимодействие учителя и ученика.

Педагогическое общение представляет собой одну из наиболее сложных областей человеческого общения.

Оно рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности субъектов педагогического процесса. Общение является взаимодействием субъектов, вступающих в него как партнеры.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.

Я - учитель изобразительного искусства. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. 

Дети часто задают вопрос: «А для чего, нам нужно рисование?», чтобы дети смогли понять для чего нужно рисование – необходимо вместе с ними создать такой художественный предмет, который будет, значим для каждого ребенка по-своему, и эстетическая его ценность для него неоспорима. Надо стараться создать предмет, который будет доставлять ему радость.

2. Урок-пример.

Игра – это первая своеобразная форма познания мира, его исследование. Если немного подумать в данном направлении, то вспоминаются новогодние праздники, ряженые, карнавалы. Практически сразу определяется объект творчества и последующее направление исследовательской работы. Им станет МАСКА.

Итак, конечный результат сформулирован. Теперь осталось только пройти путь от рисунка (фантазии) до полностью готового, декорированного изделия, оформленного как проект.

Цель урока:

  • Развитие творческих способностей учащихся, в процессе изготовления театральной маски.

Задачи:

  • Показать зависимость маски от эмоционального образа героя;

  • Познакомить детей с понятием «театральная маска», её историей.

  • Формировать умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Дети делятся на 3 командами. Начинается урок с работы в группах.

На листах бумаги нарисованы маски, отображающие разное эмоциональное состояние.

Дается задание: «Сделай так, чтобы все маски ожили и сказали: «Здравствуйте, дорогие друзья!».

Дети выбирают рисунки масок, каждый произносит фразу с той или иной интонацией.

Задаётся вопрос: «Ребята, как вы думаете, что такое маска и для чего она нужна? …

Слово «маска» произошло от русского слова «мазать». Вначале так называлось все, что наносилось на лицо (маски из растений для ухода за кожей или разрисованные маски богов). Потом появились маски театральные, их использовали актеры, чтобы изобразить какого-либо героя. Сейчас слово «маска» означает «накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или героя из сказки, мультфильма».

Дается второе задание: «Сказку сочиняйте, время не теряйте!»

Карточки раскладываются на столе, дети вытягивают карточки, которые прикрепляют последовательно на доске.

На втором листе бумаги текст: Жил-был (кто)? Какой он был? (Что умел делать?) Пошел гулять (путешествовать) (куда)?; искать (что? кого?) Встретил злого (кого?) Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)? У нашего героя был друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что они стали делать? и.т.д.

Дети представляют свою сказку-фантазию.

Практическое занятие

-  Продолжать совершенствовать умение в работе с цветом, подбирать цвета в зависимости от характера и облика героя;

- Развивать воображение, фантазию, глазомер, координацию, силу движений;

- Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Оборудование и материалы: картон, шаблон, ножницы, гуашь, кисти, палитра, салфетки, емкости для воды, иллюстрации с изображением различных масок.

Когда маски высохнут, сделать крепления и надеть свои маски для спектакля, который, сами сочинили и готовы показать.

В конце работы дети получили красивую, выполненную своими руками, маску для участия в театре-сказке, всесторонне исследовали ее, расширили свой кругозор.

А главное они начали понимать для чего необходимо рисование. Они определили место рисунка в общем творческом процессе, как неотъемлемой части творческого проектирования. Рисунок стал для детей графическим выражением их мыслей.

Эту работу можно представить как проект.

Для проведения театрализованного представления необходимо учесть следующие моменты: изготовление пригласительных билетов, афиши, декораций; предложить изготовление костюмов родителям или старшеклассникам; подобрать музыку совместно с музыкальным руководителем; совместно с детьми доработать сценарий; провести репетиции.

Заключение.

Сотрудничество учителя и ученика – условие творческого освоения культурно-эстетического и художественного потенциала ребенка.

Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Творческое взаимообогащение, проявляющееся в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса.

Это означает, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности. При этом, чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные профессиональные и коммуникативные задачи приходится решать учителю.

Список литературы.

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского 1994. 60 стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ) 1994 №1. стр. 17-19.

3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. 92 стр.

4. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). М., 1997.

5. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1992.