Главная страница

Толерантность


Скачать 81.62 Kb.
НазваниеТолерантность
Дата07.03.2016
Размер81.62 Kb.
ТипКлассный час

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Классный час на тему: «Толерантность»

Составила и провела:

классный руководитель 8а класса

Алефиренко Евгения Александровна

г.Энгельс Саратовская обл.

2012- 2013 уч. год

Цель урока:сформировать представление у обучающихся о понятии толерантность.

Задачи урока:

Обучающая - приобретение знаний учащимися понятия «толерантность», углубить понимание его значения.

Развивающая - развить критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Воспитательная – воспитать чувство толерантности к окружающим людям.

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

Оборудование и материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация,магнитно – маркерная доска, листы с баснями (приложение №2), разноцветные листы с определением термина «толерантность» на различных языках(приложение №3), листы формата А6.

Межпредметные связи: история, обществознание, литература.
Ход урока:
..Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя,

и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, -

вот что можно назвать человеколюбием.

Конфуций
В современном мире такое качество человека называется - толерантность.

Именно этой теме посвящен наш классный час. С 1996 года 16 ноября -Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

В XVIII веке во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде цветка. Давайте изобразим ваши ответы в виде лепестков.

Что же такое толерантность с позиции человека, который молод, а значит, постоянно взаимодействует с людьми различных возрастов, социального положения, характеров и взглядов?

У каждого из вас свой круг общения, и разногласия могут происходить из-за несхожести мнений, характеров, различных возрастных категорий, так называемая проблема «Отцов и детей», различий в воспитании и т.д.

Но ведь если человек проявляет нетерпимость не в вопросах, где она необходима, а в повседневной жизни, то нередко из нетерпимости вырастают неразрешимые ссоры и конфликты. Они могут носить тяжелые психологические последствия, такие как стрессы и депрессии, и наносить непоправимый урон здоровью конфликтующих сторон.

Толерантность применима скорее даже не к конфликтным ситуациям, которые могут возникать из-за разжигания кем-либо напряженной ситуации или даже скандала, а скорее направлена на примирение различных точек зрения, поиска компромиссных решений, уважение к точкам зрения других людей, отличным от твоей собственной.

Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми придерживающихся различных точек зрения. Для верующего человека толерантность, прежде всего смирение. Толерантность – часть этического воспитания человека, она открывает большие перспективы для нравственного совершенствования личности в процессе повседневного общения. Здесь можно привести массу примеров.

Если один человек – например, ваш друг любит рассуждать, а вы человек действия, то необходимо более лояльно подходить друг к другу, ведь нетерпение в такой ситуации может перерасти во взаимные обиды и ссоры. Если ваш друг в данной ситуации начнет высказывать вам, что вы мало читаете, что вас ничто не интересует в жизни, что вы прагматичен и циничен.А вы ответите тем же, назвав своего друга в ответ скучным и безнадежно отстающим от жизни мечтателем, то из этого ничего хорошего не выйдет, и всей вашей дружбе придет конец. Необходимо в данной ситуации с уважением отнестись к интересам другого, и найти решение устраивающее вас обоих. Если ни вы, ни ваш друг не пойдете, друг другу на уступки, то разрушите такую хрупкую человеческую гармонию, существующую между людьми. Ведь так легко в такой ситуации подстроиться под интересы другого, общаться, не нанося, друг другу непоправимых обид.

Можно рассмотреть другой пример: если ваши родители пытаются вас перевоспитывать - это не повод для возмущения. Необходимо проявлять терпение и уважение к людям, давшим нам жизнь, и помнить, что они самые близкие наши люди на земле. Опыт, накопленный предыдущими поколениями необходимо учитывать, наши родители могут научить нас аккуратности, привить вкус, воспитать из нас совершенную разносторонне развитую личность.

О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях.

Знаменитый русский баснописец Крылов, ни раз, поднимал вопрос несогласия. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана проблема автором в следующих баснях.

(3 команды. Каждой команде раздается листок с басней. Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать.)

Команда 1:Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

Команда 2:В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

Команда 3:В басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Вывод:Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

А теперь на листочках(формата А6): «Напишите, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии». (3-5 минут)

Литература

  1. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник- 2002 г. № 6.

  2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

  3. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

  4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

  5. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

  6. http://www.proza.ru/2007/02/13-279


Приложение №1
Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".-

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу".-

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!"-

"Помилуй, мне еще и отроду нет году",-

Ягненок говорит. "Так это был твой брат".-

"Нет братьев у меня".- "Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

И.А.Крылов

Приложение №1

Слон и Моська
По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает. -

"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

И.А.Крылов

Лебедь, рак и щука
Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

И.А.Крылов