Главная страница

Тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 9 и 11 классах подготовка к гиа и егэ по русскому языку должна строиться по тематическому принципу


Скачать 66.52 Kb.
Название Тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 9 и 11 классах подготовка к гиа и егэ по русскому языку должна строиться по тематическому принципу
Дата 27.02.2016
Размер 66.52 Kb.
Тип Тесты

МБОУ Базарно-Матакская гимназии имени Наби Даули

Алькееевского МР РТ

Технологии подготовки обучающихся

к ГИА и ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы I кв.категории

Фаракшина Н.Н.

2013 год

ГИА и ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу, поэтому сегодня ГИА и ЕГЭ – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена? Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Подготовка к экзамену – очень сложный процесс, в котором многое зависит от педагога и методики преподавания. Создание условий для успешной сдачи– одна из важнейших задач педагогических коллективов. Для ее реализации требуется: взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение разнообразных технологий тестирования школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения.

Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ должна осуществляться по следующим направлениям:

-информационная работа;

-содержательная подготовка;

-психологическая подготовка.

Необходимо совершенствовать процесс преподавания, активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и т.д. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся.

Считаю, что подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку должна проводиться на протяжении всего периода изучения русского языка в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 9 и 11 классах подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку должна строиться по тематическому принципу.

Всем известно, что ГИА и ЕГЭ основаны на тестовых технологиях, поэтому у обучающихся должно быть выработано умение работать с тестами. Для этого уже с 5-го класса нужно внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты. Выпускники должны освоить технику сдачи теста:

  1. Постоянный самоконтроль времени, т.е. надо экономить время для решения более сложных заданий.

  2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.

  3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.

  4. Прием спирального движения по тесту.

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий «в уме» и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной подготовке.

При подготовке к экзамену особое внимание уделяем на «западающие» темы. При этом одна из основ успеха – групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности. На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ.

Планирование повторения включает в себя:

-целенаправленное вводное повторение разделов курса русского языка 5-9 классов;

-индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного школьника.

-Большой эффект подготовки к ЕГЭ даёт организация многоуровневого обучения по русскому языку. Технология многоуровневого обучения включает:

-Обучение, ориентированное на личность ученика и его потенциальные возможности.

-Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого. Индивидуальные задания предлагаются учащимся в системе.

-Групповая и мелкогрупповая работа с урока должна перейти в систему дополнительного образования.

-Весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем, при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся.

С помощью диагностических работ фиксируется продвижение обучающихся по ликвидации пробелов за основную школу. Особое внимание уделяем тому, чтобы каждый выпускник полученные знания и умения мог применять не только в знакомой ситуации, но и в измененной и совершенно новой ситуациях. Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого.Индивидуальные задания предлагаются школьникам в системе.

На мой взгляд, технология модульного обучения максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности каждого ученика, помогает в подготовке к экзамену. Она в большей степени направлена на формирование общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. Учебные элементы в модуль включаем самые разнообразные: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые. Формы работы с модулем также различны:

-индивидуальная самостоятельная работа,

-работа в парах;

-работа в группе;

-фронтальная работа.

Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.

При подготовке к экзамену нельзя забывать о правильно организованной системе дополнительного образования, включающей в себя: Индивидуально-групповые занятия,часы подготовки к ГИА и ЕГЭ,элективные курсы.

При подготовке к экзамену дифференцировать учебную деятельность на уроках русского языка позволяет использование компьютерных технологий в обучении, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Уместно использовать элементы алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка. Именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, организовать контрольную проверку знаний по изученной теме, что очень важно при подготовке к предстоящему экзамену.Использование компьютерных средств обучения помогает и учителю, и выпускнику при решении экзаменационных задач в интерактивном режиме.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В ходе подготовки к экзамену педагоги должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы подготовки дают возможность учащимся повысить заинтересованность к современным технологиям, успешно сдать ГИА и ЕГЭ.