|
Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи
Артикуляционная (речевая) гимнастика
-
проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
-
-
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение;
-
Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение;
-
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
-
Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
-
Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:
-
-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов;
-
-показ взрослым упражнения;
-
-выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;
-
-проверка правильности выполнения, указания на ошибку;
-
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра.
-
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
-
Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.
-
В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.
-
Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определённую группу звуков можно включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.
-
-
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных, взрывных согласных, носовых и сонорных, губных и язычных, взрывных и щелевых, переднеязычных и заднеязычных.
-
Эта работа проводится с использованием игровых приёмов и способствует развитию у ребёнка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.
-
Все комплексы представлены в виде алгоритмов, сказок, путешествий, прогулок, весёлых заданий. Все они достаточно вариативны, предназначены для разных возрастных категорий и направлены на отработку и дифференциацию разных групп звуков.
Выводы:
-
Необходимо постоянно помнить о том, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, и что научить чему-либо ребёнка можно, только играя с ним.
-
Поэтому для достижения высоких результатов и положительной динамики в обучении необходимо использование игровых моментов на занятиях.
Выводы:
-
Все игры и упражнения рекомендуется вводить на разных этапах занятий. Также можно их использовать во время режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулках и как часть другой игры (например, сюжетно-ролевой).
Составитель:
-
Составитель:
-
Мякишева Виктория Игоревна
-
Учитель-логопед I категории
-
МДОУ ДС КВ № 57
-
г. Челябинск
|
|
|