Главная страница

Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи


Название Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи
Дата 27.02.2016
Размер 445 b.
Тип Документы









Артикуляционная (речевая) гимнастика

  • проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

  • Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.





Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение;

  • Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение;

  • При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

  • Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

  • Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:

  • -рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов;

  • -показ взрослым упражнения;

  • -выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;

  • -проверка правильности выполнения, указания на ошибку;

  • -выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).









Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра.







В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

  • В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

  • Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определённую группу звуков можно включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.

  • Упражнения также проводятся в игровой форме, с картинным материалом и показом логопеда, допустимо использование игрушек.



  • В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных, взрывных согласных, носовых и сонорных, губных и язычных, взрывных и щелевых, переднеязычных и заднеязычных.

  • Эта работа проводится с использованием игровых приёмов и способствует развитию у ребёнка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.













  • Все комплексы представлены в виде алгоритмов, сказок, путешествий, прогулок, весёлых заданий. Все они достаточно вариативны, предназначены для разных возрастных категорий и направлены на отработку и дифференциацию разных групп звуков.













Выводы:

  • Необходимо постоянно помнить о том, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, и что научить чему-либо ребёнка можно, только играя с ним.

  • Поэтому для достижения высоких результатов и положительной динамики в обучении необходимо использование игровых моментов на занятиях.





Выводы:

  • Все игры и упражнения рекомендуется вводить на разных этапах занятий. Также можно их использовать во время режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулках и как часть другой игры (например, сюжетно-ролевой).



Составитель:

  • Составитель:

  • Мякишева Виктория Игоревна

  • Учитель-логопед I категории

  • МДОУ ДС КВ № 57

  • г. Челябинск