Тема
|
Занятие 33 (17). Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
|
Цель
|
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
|
Задачи
|
1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
|
Формируемые УУД
|
Личностные:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные: учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителю плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.
|
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
|
|
II. «Мозговая гимнастика»
(2 минуты)
Цель.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
|
Показывает упражнения.
|
Выполняют упражнения.
|
- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».
1. Качания головой
(упражнение стимулирует мыслительные процессы):
дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. «Ленивые восьмерки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
4. «Зоркие глазки»
(упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
5. «Стрельба глазами»
(упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
|
|
III. Разминка
(3-5 минут)
Цель.
Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.
|
Организует самостоятельную работу.
|
Отвечают на вопросы.
|
- Начинаем наше занятие с разминки. В тетрадях открываем с. 50. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».
- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)
- Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось? (3, 1 сгорела.)
- Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья.)
- Как называется большой вязаный платок? (Шаль.)
- Как называют время уборки хлебов? (Страда.)
- Вороне через три года что бывает? (Четвёртый идёт.)
- У кого усы длиннее ног? (У таракана.)
- Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
- В каком мужском имени спрятался кит? (Никита.)
- Какая ветка не растёт на дереве? (Железнодорожная.)
- Сколько лет пролежал богатырь Илья Муромец на печи? (33 года.)
- Кто смог ответить на все вопросы? А у кого возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.
|
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение.
|
IV. Тренировка концентрации внимания
(10 минут)
Цель.
Развитие зрительной памяти, углубление знаний детей.
|
|
|
- Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи, вспоминать приятные моменты путешествий, не забывать поручения мамы? (память)
- Как вы думаете, для чего человеку память?
- Что нужно делать, чтобы память была хорошей?
- Действительно, память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Человеку со слабой памятью приходится очень трудно. Свою память нужно тренировать.
- Сегодня на уроке мы узнаем, насколько вас не подводит ваша память, а также сможем ее потренировать.
- Сейчас мы выполним задания, которые помогут справиться с этой непростой задачей.
Задание № 1 (карточки)
Игра «Внимание».
Задание № 2.
Задание № 3.
- Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (зрительную)
- Для чего необходимо тренировать зрительную память? (человек воспринимает информацию не только слухом, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон)
- Кто не допустил ошибок и справился со всеми заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы зеленым цветом. У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом. А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте флажок красным цветом.
|
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор информации.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.
|
V. Коррегирующая гимнастика для глаз
Цель.
Профилактика нарушений зрения.
Развитие двигательной активности ребенка.
|
|
|
- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.
1. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
моргайте на каждый вдох и выдох.
2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.
3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
|
|
VI. Логическо-поисковые задания (10 минут)
Цель.
Развитие гибкости мышления.
|
|
|
Задание № 4.
Задание № 5.
Задание № 6.
Задание № 7.
|
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
|
VII. Нестандартные задачи
(10-15 минут)
Цель.
Развивать красоту логического рассуждения;
коллективное обсуждение решения задачи.
|
|
|
- Вы хорошо умеете рассуждать, решать поставленные перед вами задачи.
Работа в группах.
Давайте поработаем в группах. Каждая группа получает задачу.
1 группа – задание № 8.
2 группа – задание № 9.
3 группа – задание № 10.
- Когда задача будет решена, оцените работу своей группы. Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, справились с заданием, раскрасьте флажок зеленым цветом.
- Если у вас возникли затруднения, вы не смогли вовремя договориться, но в итоге справились с заданием – раскрасьте флажок желтым цветом.
- Если у вас ничего не получилось – красным.
(проверка результатов работы групп)
|
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
|
|
- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? Кто не допустил ошибок?
- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.
Кто ничего не замечает
Тот ничего не изучает
Кто ничего не изучает
Тот вечно хнычет и скучает.
- Мы хныкали?
- Скучали?
- Значит…
- Что-то изучали!
- Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу (на доске)
|
Личностные УУД:
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
IX. Домашнее задание.
|
|
|
|
|