|
Тема самообразования
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
учителя - логопеда Камаевой Р.З.
Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».
Срок выполнения: межаттестационный период с 2015 по 2020 год.
Актуальность: Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
- развитие моторики речевого аппарата;
- формирование правильного произношения звуков;
- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Направления работы:
Организационно – методическая деятельность
Работа с педагогами
Работа с детьми
Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.
Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.
Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.
Задачи:
- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;
- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности;
- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных логопедических методик;
- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;
- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.
- пропаганда своих профессиональных достижений.
Система логопедической работы в блоках:
Диагностический блок – выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:
- систематичность изучения состояния речи дошкольников;
- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;
- разнообразие методов и источников сбора информации (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)
- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;
- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.
Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:
- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;
- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);
- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).
Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:
- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.
Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.
Этапы работы:
- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.
- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.
- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
№ п/п
|
Содержание работы
|
Срок выполнения
|
1
|
Изучение нормативно-правовой базы организации работы ДОУ в логопункте с целью оптимизации работы
|
2015-2020г.г.
|
2
|
Изучение психолого-педагогической, коррекционной методической литературы, опыта работы учителей-логопедов через интернет ресурсы
|
2015-2016г.г.
|
3
|
Участие в региональных, республиканских методических объединениях учителей-логопедов
|
по плану МО
|
4
|
Курсы повышения квалификации
|
Один раз в три года
|
5
|
Тематический контроль «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС».
|
2015-2020 г.г.
|
6
|
Распространение педагогического опыта:
- Проведение открытых занятий, мероприятий:
- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;
- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;
- «Создание педагогических пособий»
- Круглый стол
-Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки»
- « Праздник чистой речи»
|
В межаттестационный период с 2015 по 2020г.г.
|
|
Участие в семинарах, конференциях, проектах, конкурсах, форумах на различных уровнях
|
2015-2020г.г.
|
6
|
Методические публикации в интернет сайтах, конференциях, методических журналах
|
2015-2020г.г.
|
8
|
Оказание дополнительных платных образовательных услуг «Тылсымлы авазлар», «Кызыклы грамматика»
|
2015–2020г.г.
|
9
|
Участие воспитанников в конкурсах, смотрах, соревнованиях, мероприятиях, проектах по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой педагогическим работником) как в очной, так и в дистанционной форме.
|
2015-2020 г.г.
|
10
|
Эффективность работы с родителями воспитанников и лицами, их заменяющими:
- консультации по профилактике речевых нарушений детей, «На пороге школы», «В мире звуков и букв»,
- семинары «Играем всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников»
- круглые столы «Уроки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков», совместные развлечения «Звуки изучаем – здоровье укрепляем»
- методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников
- индивидуальные консультации «В гостях у шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика», «Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков»
|
2015-2020 г.г.
|
11
|
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
- разработка методических материалов по темам «Речевой материал по закреплению и автоматизацию различных звуков родного языка», «Игры на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры»
- изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)
|
2015-2020 г.г.
|
12
|
Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств в профессиональной деятельности, образовательной практике:
- мотивация детей, актуализация их знаний с применением аудио - и видеозаписи героев сказок , фрагментов мультфильмов;
- обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами
|
2015-2020 г.г.
|
Литература:
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Докутович В.В., Кыласова Л.Е. Логопедическая служба в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2013.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.
|
|
|