Главная страница

Тема: "Повышение эффективности занятия педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и снижению суггестивности у учащихся старших классов через применение современных технологий обучения на примере технологии деловой игры"


Скачать 69.62 Kb.
Название Тема: "Повышение эффективности занятия педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и снижению суггестивности у учащихся старших классов через применение современных технологий обучения на примере технологии деловой игры"
Дата 05.03.2016
Размер 69.62 Kb.
Тип Документы

2014-2015г

Педагог-психолог Иванова П.В.
ТЕМА: "Повышение эффективности занятия педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и снижению суггестивности у учащихся старших классов через применение современных технологий обучения на примере технологии деловой игры"
Актуальность: педагог-психолог в работе постоянно ориентируется на личностные структуры и поэтому должен владеть психолого-педагогическими технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Технология игровой деятельности выполняет ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение, обучение способам адекватной коммуникации в социуме.

Данная тема выбрана мною не случайно. Так как, педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а использование игровых технологий в работе со старшеклассниками более всего направлено именно на развитие коммуникативных компетенций.

В 2014-15 году одним из приоритетных направлений работы проводилось в отношении суггестивности. В начале учебного года в комплекс диагностических методик была включена методика «Оценка суггестивности», поскольку в стенах и вне школы наши учащиеся все чаще оказываются ведомы, затрудняются дать отказ, поддаются поведению толпы, негативному воздействию, обману и иным противоправным действиям, что в действительности несет серьезные деструктивные последствия в качество их жизни. Были диагностированы 46 учащихся 6-11-классов, из них у 45 выявлена повышенная ведомость, у одного средняя из них у 10 % (5 учащихся) показатель максимальный. Что можно интерпретировать как полное отсутствие собственного мнения, следование за лидером, ведомость, неспособность критически мыслить. Таким образом, проблема заключается в том, что педагоги и семья годами учили детей следовать мнению взрослого, инструкции, однако обратная сторона данного процесса зачастую несет серьезные последствия.
Цель работы: Развитие социально-психологической компетентности личности, способности учащихся эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми; развитие активной социальной позиции, умение делать выбор и самостоятельно принимать решения, повышение культуры общения как существенного аспекта всестороннего развития личности.

Юность - пора социально узаконенного, общественно необходимого выбора, определенны этап созревания и развития человека, который находится между переходом от зависимого детства у самостоятельной и ответственной взрослости. у подростков с ОВЗ данный этап становления личности более труден и отягощен самыми различными факторами, вопросами опеки в семье, социальной запущенностью, повышенной ведомостью ребят и многими другими факторами. Важно не только передать базовые основы поведения, но и по-возможности подготовить их к самостоятельному принятию решений в иных условиях. Таким образом, приоритетом в развитии юношества является социальное развитие, развитие самостоятельного мышления, инициативы и социальной ответственности в той мере насколько это возможно.

Психокоррекционная работа в малых группах старшеклассников включает в себя элементы социального тренинга. Задания в данной форме позволяют участникам проявить свои индивидуальные качества, работать в группе и самостоятельно, реализовывать потребности в самоуважении, самоидентификации, осознании себя как представителя пола или определенной возрастной группы, помогает участникам уточнить свои будущие цели и профессиональные предпочтения, владение различными социальными ролями.

Современные педагогические технологии помогают эффективно организовать работу на занятии, способствуют повышению качества компетенций учащихся. Имеет место в работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на занятиях. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к занятиям. Доверительность и непринужденность общения педагога-психолога с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При этом именно в процессе деловой игры учащиеся имеют возможность на ПРАКТИКЕ использовать полученные знания, проявлять инициативу, принимать решения. Кроме того, деловая игра требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

Деловая игра - небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом при повторении игры для одних учащихся с возможна однотипная игра, для более развитых учащихся игровая ситуация может быть представлена каждый раз в новом варианте. Условия игры могут быть также различными в зависимости от задач. Без определенной траектории поведения учащегося. Либо, наоборот, требующие четкого соблюдения правил.

Такого рода игры проводятся и на индивидуальных и на групповых занятиях, в зависимости от поставленных задач и личности учащегося. Совместная игровая деятельность для обучаемых необходима не только в целях обмена информацией, приобретения опыта, главное заключается в том, что человек «смотрится» в другого человека как в зеркало и этим многое соотносит в себе. Это и школа коллективных отношений, пробуждающих у обучаемых весь спектр переживаний, связанных с конкуренцией и лидерством.

Со старшеклассниками проводятся серия занятий, способствующих основных навыков коммуникации в различных социальных объектах

Работа почты. Написание письма, подпись конверта, отправление посылки, заполнение документов на получение отправления



Вызов врача на дом и поход в поликлинику.

На занятии рассмотрен алгоритм действий при обращении к врачу. Проиграны социальные ситуации.

Идем в магазин. Серия занятий показывала поэтапно действия: начиная с выбора магазина (продуктового, промтоварного, магазина одежды), подбор товара (запрос на помощь консультанта) и оканчивая общением с кассиром.

Занятие связанное с выбором товара, формированием корзины покупателя было выполнено с использованием техники коллажирования


Такие занятия с выпускниками, дополнены также профессиональными аспектами, например, учащимся были предложены роли не только покупателя но и продавца или консультанта, не только отправителя писем, но и почтальона (сортировщика писем), врача, работника ателье, обувной мастерской. При такой работе рассматриваются положительные и отрицательные стороны разных профессий, а также такие аспекты профессии, как наличие противопоказаний к работе, порядок выполнения действий, условия работы, необходимость обильной коммуникации.



Для учащихся, оканчивающих школу и выбирающихместо дальнейшего обучения – проводится деловая игра «приемная комиссия училища» с отработкой навыка написания заявления о приеме по специальности.




Одним из ведущих направлений деловой игры в моей работе является проведение системы занятий на снижение суггестивности, что очень актуально, поскольку ведомость учащихся и зависимость от иных людей – одна и основных проблем в их социализации. По данным диагностики более 98% старшеклассников показали крайне высокий уровень ведомости. Примером может стать проигрывание ситуаций по теме «умение сказать НЕТ» Либо проигрывание ситуаций с включенным социальным конфликтом помогает формировать умение преподносить и отстаивать свое мнение, давать обоснованный отказ. Нужно отметить, что работа в данном направлении длительна и должна проводиться в системе.

Развитие эмоционально-волевой сферы в ходе таких занятий помогает осознать учащимся несовершенство их развития и пути коррекции, а главное перенос их в социальную жизнь. Особенно важно развитие компетенций при работе с учащимися в ОВЗ, где большинству школьников характерна некоторая инфантильность, и ограниченность возможностей к полноценному общению, усвоению социальных ролей. При этом игровые технологии позволяют корректировать и развивать компетенции «мягко», не вызывая протестных действий у учащихся, с правом на ошибку.


Ошибки коммуникации зачастую не могут быть оценены учащимися самостоятельно, в таких случаях требуется демонстрация (взгляд со стороны) с акцентированием внимания на ошибочном поведении. В таких случаях высокоэффективна демонстрация фото или видео с участием учеников.

Ситуация игры - это социальная ситуация, приближенные к реальности. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, что очень важно для развития речи и эмоционального развития подростка. А кроме того они учатся понимать эмоции, читать позу, мимику, жесты партнеров. Т.е. осваивают правила невербальной коммуникации



И отработка приемлемых, эффективных способов коммуникации



Важную роль в социальном развитии имеют выходы учащихся за пределы кабинета и школы, где полученные навыки эффективной коммуникации они учатся использовать в реальной жизни.



Таким образом, такая работа в деятельности педагога психолога направлена на развитие у учащихся следующих задач и развитию ключевых компетенций:

  • инициативность (активная жизненная позиция);

  • коммуникативная культура (умение работать в паре, группе, аргументировано излагать точку зрения, отстаивать свои позиции);

а) создание психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

Важно отметить, что подбор и апробация игр очень вариабельна, в начале работы с новым контингентом учащихся носит скорее интуитивный характер, основанный лишь на частичном знании индивидуальных особенностей ребят. В игре с пассивными или негативно настроенными детьми важно принимать позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.