Главная страница

Тема Основание городов и острогов на территории Приенисейского края 4


Скачать 2.26 Mb.
Название Тема Основание городов и острогов на территории Приенисейского края 4
страница 3/22
Дата 10.03.2016
Размер 2.26 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Тема 2. Социальные отношения и классовая борьба на территории Сибирской губернии в 17 веке


Студент должен:

иметь представление:


Русское население губернии в период первоначального его освоения. Складывание русского населения в XVII веке. Характеристика основных групп населения, проживающих на территории Сибирской губернии: крестьяне, посадское население, казачество, ясачное население.

Основные способы управления территорией Сибирской губернии.

Принципы антифеодальных выступлений в Сибири. Главная движущая сила. Методы борьбы. Значение антифеодальных выступлений.

Значение присоединение Сибирской губернии к России.
Практическое занятие №1. Семинар: Русское население края в период первоначального его освоения.
Самостоятельная работа:

  • Написание докладов,

  • работа с учебной литературой,

  • составление опорных конспектов,

  • работа с рабочей тетрадью.


Литература

    1. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края в XVII первой пол. XIX века,
      Красноярск, 1997г.

    2. История Красноярского края под ред. Моисеева Л.П. Учебное пособие по
      краеведению. Красноярск, 1967.

    3. Безъязыков Я.В. Красноярск изначальный. Красноярск, 1978.

    4. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005.

    5. Красноярск: этапы исторического пути. Под. ред. Пимашкова. «Буква», Красноярск , 2003.

Занятие № 2 «Социальные отношения и классовая борьба на территории Сибирской губернии в 17 веке»


Вид занятия: Комбинированный урок

Цели занятия.

Образовательные:

  • Дать представление об одном из самых крупных восстаний в Красноярске в 1695-1700 гг., о его причинах и значении.

Развивающие:

  • развивать умение делать сравнение аналогичных событий и явлений выводы и обобщения.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к истории и культуре  своего народа.

Методы обучения:

-Словесные (объяснение, беседа)

-Репродуктивный (ответы на вопросы преподавателя)

Наглядность:

Настенная карта, опорный конспект темы

Структура занятия:

1. Организационная часть.

2. Проверка домашнего задания: Вопросы:

  1. Когда первые русские проникли в бассейн Енисея? Показать на карте: Сибирское ханство, пути на Енисей, Мангазею, Енисейский острог, Красноярск.

  2. Какой характер имело продвижение русских на восток?

  3. Почему русское продвижение на юг края задержалось на целое столетие? Показать на карте: Сибирское ханство, пути на Енисей, Мангазею, Енисейский острог, Красноярск.

  4. Рассказать об основании Красноярска.

3. Постановка целей и задач, мотивация

4. Объяснение нового материала.

5.Закрепление. Вопросы для закрепления:

  1. Что было общего и различного в положении сибирских крестьян и крестьян Европейской части России?

  2. В чем заключалась противоречивость в положении казаков в Сибири в 17 веке?

  3. Кто такие посадские? Каким их было положение в Сибири?

  4. Кого называли ясачными?

5. Домашнее задание:

Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005, с.51 – 74.

Опорный конспект «Социальные отношения и классовая борьба на территории Сибирской губернии в 17 веке»


К концу 17 века - русские прочно осели в Енисейском крае.

Русские с их более высокой материальной и духовной культурой заняли ведущее положение в политической, экономической культурной жизни края.

Все земли в Сибири считались собственностью государства

За их использование платили денежные подати и несли натуральные повинности.

2.1.Основные группы населения
Крестьяне

Государева или «десятинная пашня» - это натуральная повинность (принудительная обязанность), которая зависела от размеров крестьянского поля, своего рода барщина на государство. Если крестьянин имел 4-4,5 десятины своей пашни, то должен был собственными сохой и лошадью обрабатывать еще одну десятину «на государя».

Крестьяне Красноярского уезда – были оброчными, а мангазейские и енисейские – пашенными.

1. Общее с российскими порядками.

Местная власть вмешивалась не только в хозяйственную деятельность крестьян, но и в их семейно- бытовую жизнь. Нередко допускался дикий произвол. Это сближало сибирские порядки с российскими.

2. Различное.

Земледельцу труженику в Сибири все же легче дышалось:

- крестьянин мог свободно сменить место жительства (в Сибири не было крепостного права и помещиков);

- мог перейти в другое сословие, т.е. записаться в посад, поверстаться в казаки (в европейской части принадлежность к сословиям была наследственной);

- частенько сибирский крестьянин скрывал свои доходы от налогообложения.

Вывод: Феодальная зависимость сибирских крестьян была несколько смягченной по сравнению с повинностями крепостнически зависимых крестьян центра страны.

Казаки

В 17 веке казаки и их семьи составляли больше 1/2 русского населения края. Их социальное и сословное положение было противоречивым. Казаки (служилые люди) были одновременно воинами, чиновниками, работными людьми.
Обязанности казаков разнообразны:

  1. Защита острогов.

  2. Несение караульной службы.

  3. Участие в военных походах.

  4. Сбор ясака.

  5. Гарнизонная служба.

  6. Участие в пограничных дозорах и караулах.

  7. Сбор таможенных пошлин.

  8. Надзор за работой пашенных крестьян.

  9. Обязанности в воеводской канцелярии:

  • писари;

  • счетчики «товарной и денежной казны»;

  • толмачи (переводчики).

  1. Конвоировали ссыльных.

  2. Строили, ремонтировали мосты и др.

  3. Обслуживали казенные мельницы, кузни и т.д.

Казаки за свою службу получали скудное государево жалованье (годовое):

Пеший казак

Конный казак

5 рублей денег

7 рублей 50 копеек

1,5 пуда соли

1,5 пуда соли

40 пудов ржи

50-60 пудов ржи

Жалованье выплачивалось нерегулярно, не в полном объеме. Казаки, чтобы прокормить семью, вынуждены были обращаться к промыслам, торговле и ремеслам, заниматься хлебопашеством.

Казачья верхушка - стремилась стать дворянами-крепостниками с правом распоряжения людьми и землей (купля продажа ясыря, закабаление бедняков, сделки с землей).

Бытовой уклад красноярского казачества, нравственно-этическое поведение во многом тоже определялись обстановкой военного лагеря, постоянным смертельным риском, холостяцким из-за нехватки женщин положением, возможностями легкой наживы и иноплеменным окружением. Казакам, детям того сурового времени, более всего были присущи мужество, стойкость в трудностях, сильно развитое чувство товарищества и чувство собственного достоинства, непокорливость, несдержанность в гневе, легкое отношение к имуществу, свободное отношение к женщине и семейным обязанностям.

Вывод: Рядовые казаки по своему положению близки к крестьянам и посадским людям, т.е. к бедному трудовому люду.

Посадские люди (торгово-ремесленное население городов)

1.Формирование посадского населения в Сибири шло с серьезными отступлениями от Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., по которому принадлежность к сословиям была наследственной.

2. В посадские общины городов края записывали по желанию.

3. Многие посадские жили по деревням, занимаясь земледелием, промыслами, скотоводством.

4. Посадские несли тяжелые «государевы службы».
Ясачные

Коренное нерусское население края, став подданным Российскому государству, должно было платить ЯСАК.

Ясак - подать (преимущественно пушниной), взимаемая с нерусского населения.

С каждого мужчины от 18 до 50 лет взимали от 1 до12 соболей.

По отношению к ясачным русская администрация проводила политику «кнута и пряника»:

1. С каждого улуса или племени брали из знатных родовичей аманата (заложника).

2. Но сгонять ясачных со своих мест запрещалось.

3. Русские власти не вмешивались во внутренние дела племен.

4. В конце декабря-начале января ясакоплательщикам устраивалось угощение.

Вывод: Ясачные, как и русский трудовой люд, вошли в разряд феодально-зависимого населения.

2.2. Классовая борьба.

1.Сибирские труженики, в основном, вооруженный народ противодействовали крепостническим замашкам администрации.

2. Стремились жить по принципу «вольный человек на вольной земле».

3.Формы социального протеста:

- самовольные переселения, бегство

- подача жалоб, отказ от несения повинностей

- открытое неповиновение властям,

- вооруженные восстания

Май 1626 г. – восстание в Енисейске. Казаки с атаманом Василием Алексеевым восстали против воеводы Ошанина, отказываясь идти в поход на «немирного» тунгусского князца Тасея .

1631 г. – восстание в Красноярске. Из-за несвоевременной доставки хлеба казаки убили атамана Ивана Кольцова и пытались ворваться в Енисейск, чтобы захватить продовольствие.

Задание к семинару «Русское население края в период его первоначального освоения»


1 группа

1) Коренные жители края до присоединения к России.

2) Ясачное население в 17 веке.

Вопросы:

1. Какие народы проживали в крае?

2. Чем занимались хакасы, кеты, самодийцы и тунгусы?

3. На какой ступени общественного развития находились коренные народы Сибири до прихода русских?

4. Какую политику проводила русская администрация по отношению к ясачным людям?

5. Почему правительство запрещало сгонять ясачных с их земель?

6. К какой группе русского населения по своему положению были близки ясачные люди?

2 группа

1)Основание Красноярского острога.

2)Андрей Дубенской – основатель Красноярска.

3)Экскурсия по старинному Красноярску.

Вопросы:

1. Можно ли утверждать, что жизнь Андрея Дубенского – это подвиг.

2.Предпосылки основания Красноярска.

3.Строительство острога.

4.Как выглядел Красноярск к концу 17 века.

3 группа

1)Основные группы русского населения края, их права и обязанности:

а) казачество;

б) крестьяне;

в) посадские жители.

2)Воеводское управление.

Вопросы:

1. Какие обязанности выполняли казаки?

2. Какое жалованье получали казаки за государеву службу?

3. В чем проявлялась противоречивость положения казачества?

4. К кому близки по своему положению рядовые казаки?

5. Кому принадлежали земли в Сибири?

6. В чем заключалась феодальная зависимость сибирских крестьян?

7. Сравните положение сибирских крестьян с положением крестьян в Европейской части страны. В чем сходство и различие?

8. Каковы особенности формирования посадского населения в Сибири?

9. Обязанности воеводы в Сибири.

4 группа

1) Жизнь и быт сибиряков в 17 веке:

а) материальная культура сибиряков;

б) духовная культура.

Вопросы:

1.Перечислите особенности материальной культуры русских сибиряков.

2.Чем сибиряк отличался от русского жителя зауральской России?

3. Как проводили свой досуг сибиряки?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22