Главная страница

«Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»


Скачать 26.34 Kb.
Название «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
Дата 16.02.2016
Размер 26.34 Kb.
Тип Конспект

11 класс

КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой

«Реквием»

ЦЕЛИ: показать, как история страны преломляется и отражается

в творчестве Ахматовой;

продолжить работу над нахождением средств художествен-

ной выразительности и над выявлением их роли в произ-

ведении;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
ХОД УРОКА


  1. Беседа по вопросам домашнего задания.

-Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

-Назвать тему, микротемы поэмы.


  1. Слово учителя (история создания поэмы «Реквием»).

Requiem – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.


  1. Анализ поэмы «Реквием».

А) Чтение эпиграфа.

Вопросы:

-Роль словесных повторов («чуждый», «народ»).

-Что могло не понравиться цензуре в эпиграфе?
Б) «Вместо предисловия».

-С помощью какой лексики характеризуется эпоха?

-Личные мотивы в поэме преобладают или общенародные?
(С этого момента начинаем отвечать на вопрос домашнего задания: «Поэма «Реквием» - произведение о «семейной трагедии» или о трагедии всей страны?».)
В) В процессе дальнейшего комментированного чтения поэмы обращаем внимание на цвет (преобладающий), на звуковое сопровождение. Здесь учителю помогает заранее подготовившийся ученик. С его помощью оформляем в тетрадях таблицу:


Цвет

Звук

Голубой

Лунный (жёлтый)

Кровавый

Чёрный

и т. д.

«шаги тяжёлые солдат…»


С помощью другого заранее подготовившегося ученика отмечаем параллель между цветом у Ахматовой, Булгакова, Достоевского.
Г) Библейские мотивы в поэме.

- С какой целью они использованы? Их роль в поэме?
Д) Теория литературы.

В процессе работы записываем определение реминисценции.

Реминисценция – отголосок, отражение.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

(Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».)
Е) Связь поэмы с народными песнями (параллель между

ними). Смысл этой параллели.
Д) Прорабатываем мотив «окаменелости» («душа окаменела»,

«каменное слово», «окаменелое страдание», «ученик

каменел» --- выходим на образ памятника – страдание,

скорбь, воплощённые в камне).


  1. Выводы по уроку.

Уч-ся делают вывод о том, что в поэме «Реквием» Ахматова показывает общенародное горе, трагедию всей страны.



  1. На фоне «Реквиема» Моцарта учитель читает «Эпилог» из

поэмы «Реквием».

  1. Подведение итогов работы уч-ся (оценивание).


Д/З: подготовить устный ответ по опорному конспекту; наизусть отрывок из поэмы (по выбору);

нарисовать памятник, о котором идёт речь в поэме (как

уч-ся его себе представляют).