|
«Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником»
План – конспект урока
по профессионально – трудовому обучению
(столярное дело)
5 класс
Тема: «Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником».
Учитель профессионально-трудового обучения
Борзов Юрий Владимирович
Тема урока: «Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником».
Цели урока:
Обучающая: учить планированию трудовых приемов на примере обработке бруска, отрабатывать умения в технологической последовательности с опорой на технологическую карту.
Коррекционно-развивающая: развивать у учащихся пространственные представления с определением граней узкой и широкой, развивать координации движений через выполнения приемов строгания.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, воспитывать бережное отношение к ресурсам мастерской (материалам, инструментам)
Оборудование: Столярный верстак, линейка, угольник, карандаш, рубанок, инструкционно-технологическая карта «Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником», индивидуальные карточки по группам (I и II группы), электронная презентация.
Словарные слова: строгание, рубанок, угольник, грань.
Ход урока:
№
п/п
|
Этапы урока
|
Индивидуальная работа
|
I
|
Организация класса на урок
Взаимное приветствие
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
2.Рапорт дежурного ученика
- На урок пришел 5« А» класс. В классе 7 мальчиков. Отсутствующих нет.
3. Психолого-педагогическая настройка.
«У УМЕЛОЙ РУКИ ВСЕ РАБОТЫ ЛЕГКИ»
Ребята посмотрите на экран и прочитайте пословицу.
Как вы понимаете эту пословицу?
Вот так на уроках столярного дела, чтобы работа нам приносила удовольствие, следует учиться, получать специальные знания.
|
|
II
|
Зрительная гимнастика . Чтобы не устали наши глаза на уроке проведём зрительную гимнастику. Молодцы. Теперь зоркими глазками посмотрите на рисунок.
|
Ученики все выполняют зрительную гимнастику.
|
III
|
Повторение
Как называется этот инструмент?
Ответ ученика: Рубанок
Расскажите, из каких основных частей состоит рубанок?
Ответ ученика: Колодка, подошва, леток, клин, нож, рожок.
Какую операцию мы выполняем рубанком?
Ответ ученика: Строгание.
Как определить на детали широкую и узкую грани?
Ответ ученика: По размеру.
То значение, которое больше будет широкой гранью, а значение которое меньше будет узкой гранью.
5.Каким инструментом будем пользоваться при определении узкой и широкой граней?
Ответ ученика: Линейкой.
Ребята давайте поиграем. Я вам называю число в сантиметрах, а вы переводите его в миллиметры. Вспомним сколько миллиметров в одном сантиметре? Правильно в одном сантиметре 10 миллиметров.
1см = 10мм
Все размеры в технической документации (на чертежах) дают в миллиметрах.
Работа с линейкой.
Определение при помощи линейки широкой и узкой граней.
6. Что такое строгание?
Выставление оценок.
Практическое объяснение приемов строгание с демонстрацией.
|
Работа по карточкам
Мищенко Влад (II группа) – Получает карточку №1 «Напишите название частей рубанка» 
Мищенко Дмитрий(II группа)- Получает карточку №2 «Выберете правильный вариант работы угольником» 
Комогоров Сергей (I группа)- Получает карточку №3 «Зачеркни неправильный вариант работы карандашом при разметке детали». 
|
IV
|
Постановка темы урока.
|
|
V
|
Работа с технологической картой.
|
|
VI
|
Динамическая пауза.
|
|
VII
|
Практическая работа.
1.Работа с технологической картой «Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником».
А) Чтение содержания приема детьми в слух.
Б) Вопросы детям.
В) Демонстрация приёмов.
2. Инструктаж.
3. Повторение правил безопасной работы инструментами в столярной мастерской.
4.Выполнение работы
|
Учитель контролирует выполнение работы, задает вопросы
Какую операцию ты выполняешь?
Какую грань ты строгаешь?
Каким инструментом ты работаешь?
|
VIII
|
Итог урока.
Анализ трудовых действий
|
Анализ работы каждого ученика
|
IX
|
Уборка рабочих мест.
|
|
X
|
Организация класса на перемену.
|
|
Приложение.
Технологическая карта: «Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником».
 
 
Задание №1

Задание №2

Задание №3

Приемы строгания

Правила техники безопасности при строгании.
1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.
2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.
3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.
4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя
|
|
|