Главная страница

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в во Франции и в Англии


Скачать 112.58 Kb.
Название Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в во Франции и в Англии
Дата 24.03.2016
Размер 112.58 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка

учебного занятия

Учитель истории

МБОУ СШ г. Горбатов

Степанова М.А.

Тема:Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

Класс: 6

Цель: знакомство учащихся с причинами и поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризование основных этапов Столетней войны.

Задачи:

Образовательные:

- научиться объяснять причины войны;

-овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк;

-расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

Развивающие:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;

-развивать умения у учащихся слушать и слышать друг друга;

-развивать умение учащихся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные:

-осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества;

-выражать свое отношение к роли истории в жизни общества;

-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: таблица «Столетняя война»; карты «Англия и Франция во время Столетней войны», «Завершение объединения Франции к концу XV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, карточки с дополнительным материалом.

Учебник: Агибалова Е. В., Г.Н. Донской «История средних веков» 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Мотивационно-целевой этап

Всему миру известно имя Жанны д'Арк. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим на нашем уроке.

      1. Актуализация знаний

  • О каких странах периода Средневековья мы с вами говорили на предыдущих уроках?

  • Что объединяет два этих государства?

  • Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?




  • Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый?

  • Назовите реформы английского короля Генриха II. Какова была их цель?

  • Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему?

(Ученики выполняют задание.)

Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока. Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция.

  • Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война и т. д.)

  • Какие ассоциации связаны со словом «война»? Если война - это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн?

(Ответы учеников.)

  • (Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация).
Тема урока: «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины войны и повод к ней.

  2. Армии двух стран.

  3. Ход войны.

  4. Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель.

  5. Завершение объединения Франции и Англии.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему после

Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью? Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?

IV. Работа по теме урока

1. Причины войны и повод к ней

Задание: познакомьтесь с историческими документами, текстом п. 1 § 20 и определите причины и повод Столетней войны. (Приложение 1).

(Работа со словарем.)

Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.

Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок к началу события.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)


f:\media\image1.jpeg




2. Армии двух стран

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени английского воина характеризуйте свое войско.

Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия.

(Проверка выполнения задания.)

3. Ход войны

Давайте проверим верность наших выводов относительно возможного варианта хода событий, составив хронологическую таблицу «Столетняя война», работая с текстом п. 3-5, 7 § 20.


Дата

События

Итоги

1-й этап

(1337- 1360 гг.)

1340 г. Уничтожение французского флота при Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. Заключение мирного договора

Треть земли Франции переходит к англичанам

2-й этап

(1369- 1396 гг.)

Победы французов на суше и на море

Англичане потеряли почти все владения во Франции

3-й этап

(1415- 1424 гг.)

1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов. 1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан

Франция на краю национальной трагедии

4-й этап

(1428- 1453 гг.)

  1. г. Осада Орлеана.

  2. г. Перелом в ходе войны. Жанна д'Арк.

1431 г. Казнь Жанны д'Арк.

1453 г. Изгнание англичан. Англичане

сохранили порт Кале

Англичане потеряли почти все владения во Франции







(Проверка выполнения задания.)

4. Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель

Именно Жанна уговорила Карла на коронацию в Реймсе, воодушевила французское войско, укрепила волю народа к борьбе. С прибытием Жанны в Орлеан в 1492 г. связывают снятие осады города. Этот год стал переломным в ходе войны. Что же нам известно об этой девушке?

Задание: работая с текстом п. 6, 7 § 20, ответьте на вопросы.

  • Чем объясняются причины успехов Жанны д'Арк в борьбе с англичанами?

  • В чем смысл подвига Жанны д'Арк?

  • Что вам особенно нравится в характере, действиях и поведении народной героини?

  • Почему феодалы и король не пытались выручить ее из плена?

  • Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д'Арк, современники считали чудом французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане - вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда?

(Проверка выполнения задания.)

  • Почему Франция одержала победу в этой войне?

(Ответы учеников.)

5. Завершение объединения Франции и Англии

К началу XV в. стало возможным объединение Франции и Англии и новое усиление королевской власти. Как это происходило, определим, разделившись на две творческие группы.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1—3 § 21, исследуйте процесс завершения объединения Франции и ответьте на вопросы.

  • Почему после Столетней войны королям пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?

  • Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

  • Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

  • Приведите доказательства того, что Франция становится централизованным государством.

  • Каковы последствия объединения Франции?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 4, 5 § 21, исследуйте процесс завершения объединения Англии и ответьте на вопросы.

  • Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

  • Дайте оценку деятельности Генриха VII.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

  • Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью?

  • Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?

  • Чем можно объяснить сходство Войны Белой и Алой розы и борьбы французской знати с Людовиком XI, с одной стороны, и политики Людовика XI и Генриха VII — с другой?

— Людовика XI называли «всемирным пауком», а Карла Смелого — «последним рыцарем». За что они получили свои прозвища?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

(Прием «Древо мудрости».)

Каждая группа или учащийся записывает самый трудный вопрос темы урока и прикрепляет листочек с ним к дереву, изображенному на доске. Далее представители групп по очереди читают вопросы и дают полные ответы).

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников - § 20, 21, доказать, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее Средневековье была неизбежной.

  2. Для средних учеников — § 20, 21, подготовить презентацию на тему «Жанна д'Арк».

Для слабых учеников — § 20, 21, вопросы и задания к параграфу

Приложение 1

Исторические документы

«В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гаскони. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашествие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский...» (из обращения Эдуарда 1к подданным).

«Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство — главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...» (Фруассар «Хроники»).