Главная страница

Статья Автор: Букарова Надежда Нурмагомедовна Педагог дополнительного образования г. Москва 2011г


Скачать 52.55 Kb.
Название Статья Автор: Букарова Надежда Нурмагомедовна Педагог дополнительного образования г. Москва 2011г
П.И.Чайковским
Дата 09.03.2016
Размер 52.55 Kb.
Тип Статья

ГОУСОШ 1945 Хоровая студия

«Синяя Птица»

Знакомство с «Детским Альбомом»

П. И. Чайковского

статья

Автор: Букарова Надежда Нурмагомедовна

Педагог дополнительного образования

г. Москва 2011г.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», написан П.И.Чайковским в мае 1878г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову. Композитор писал его отцу, Л. В. Давыдову: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: „Посвящается Володе Давыдову“. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается!.. А Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать». Заявление оказалось пророческим: свой предсмертный шедевр, Шестую («Патетическую») симфонию, Чайковский посвятил именно ему. На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского». Сам композитор находился под впечатлением «Альбома для юношества» Шумана. Во всем сборнике нет ни октав, ни одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками, аккордов, шире, чем септима. Пьесы полностью приспособлены для детских рук, основываются на позиционной и аккордовой технике. Широко использованы танцевальные жанры («Вальс», «Мазурка», «Полька»), что связано с популярностью бытового городского музицирования, песни («Немецкая», «Шарманщик поет»)… Чайковский с большой нежностью и любовью относился к детям, принимая участие в детских играх, наслаждаясь их непосредственностью. Светлый, радостный мир ребенка нашел отражение в творчестве композитора.

На первый взгляд, кажется, что пьесы «Детского альбома» не связаны единой тематикой, однако, если посмотреть на их расположение, то можно представить сюжетную линию. Например, в начале альбома - зарисовки утра, детские игры. В середине – песни и танцы, отголоски сказок. В цикле мы встречаем фортепианные романсы «Сладкая греза», «Шарманщик поет», жанровые сценки в русском народном духе — «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», картины природы, «Зимнее утро» и «Песня жаворонка».

На подлинном материале написаны песни различных народов. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка» (вошедшая в балет «Лебединое озеро») и «Итальянская песенка». Еще одна итальянская мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской лесенки» также подлинная (впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева»).

Особым очарованием полны пьески, посвященные детским играм, — «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Утро. Пробуждение, за окном зимний пейзаж. Дети играют в лошадок, солдатиков, кукол. Образ мамы появляется в нежной песне «Мама». Днем звучат танцы, песни. Композитору удалось глубоко проникнуть в мир детской, фантазии Замечательна в этом отношении маленькая трилогия — «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Это игра в «настоящую жизнь», поэтому так серьезно и эмоционально Чайковский рассказывает об этих сценках-событиях. Для каждой пьески найдены простые и яркие образы. Грустными интонациями мелодия передает печальное настроение, которым охвачена маленькая хозяйка больной куклы. Торжественно и строго звучит похоронный марш, изложенный очень просто. Его четкий ритм и мрачный колорит передают движение траурной процессии, как бы проходящей перед слушателями. Восторженная радость, неподдельное детское счастье звучат в пьеске «Новая кукла», переданной Чайковским светлыми красками в вальсовом ритме. Вечером все собираются слушать сказки, слышен церковный хор. Все затихает, дети засыпают. Обрамляет цикл – молитва. Таким образом, можно представить рассказ об одном дне жизни ребенка.

Такое сюжетное изложение поможет ученику, облегчит восприятие всего цикла. Очень хорошо исполнить на классном концерте целиком весь цикл, распределив между учащимися. Можно сгруппировать пьесы так, как задумал Чайковский в своем автографе к «Детскому альбому». Расположение несколько другое, чем в издании под ред. Я. Мильштейна и К. Сорокина.

Начало:

«Утренняя молитва».

«Зимнее утро».

«Мама».

Следующие:

«Игра в лошадки».

«Марш деревянных солдатиков».

Трилогия о кукле:

«Новая кукла».

«Болезнь куклы».

«Похороны куклы».

Три иностранных танца:

«Вальс».

«Полька».

«Мазурка».

Затем три пьесы в народном духе и два последних номера в афтографе расположены иначе. Сначала звучит « В церкви», потом «Шарманщик поет».

«Детский альбом» - прекрасные небольшие пьесы с ясными контурами, в основном в двух, трехчастной форме. Яркая мелодия, элементы полифонии, аккордовый склад – позволяют развить у ребенка эмоциональное воображение, полифоническое мышление, технические элементы.

Наиболее часто исполняемое произведение учениками третьих, четвертых классов – «Вальс».

Вальс – один из любимейших жанров Чайковского. Например, «Сентиментальный», «Ната-Вальс»…При исполнении этого произведения необходима легкость и точность штрихов, умение чутко слышать смену интонации в мелодии. Можно представить праздничный хоровод вокруг елки. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Играя партию левой руки, нужно все время ощущать опору на бас. Во втором периоде у линии баса появляется мелодическая самостоятельность, что должно быть прослушано. При работе над мелодией, нужно обратить внимание на синкопированный ритм. Легкие акценты и паузы не должны прерывать движение. Чтобы достигнуть правильного звукового баланса между мелодией и аккомпанементом, можно временно поучить левую октавой ниже. В средней части трудность для учеников представляет – сочетание трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью в партии правой руки, где появляется еще и средний голос. Большую роль в исполнении играет правильно подобранная аппликатура.

Очень интересна для исполнения учениками четвертых, пятых классов пьеса «Баба - Яга». Этот сказочный персонаж хорошо знаком каждому ребенку. Пьеса написана в простой трехчастной форме. В каждой части можно услышать элементы остальных частей.

При исполнении аккордов, необходима хорошая координация рук, ровность и полнота звучания. Большую роль в создании образа играет динамика. В первой половине пьесы - общий динамический уровень - piano. В пределах этой звучности происходят микроизменения динамики. Трудность вызывает сохранение штриха staccato при piano. Эта пьеса требует технической подвинутости, чтобы передать непрерывное движение восьмых, фантастический, угловатый образ «Бабы-Яги». Очень важно выбрать правильную аппликатуру.
«Детский альбом» П. И. Чайковского — первый опыт обращения композитора к детской тематике. Позднее он вернулся к ней, написав «Детские песни» (1881–1883) и — десять лет спустя — балет «Шелкунчик» (1891–1892). Творческая работа исполнителя над этим циклом может быть безграничной. Богатство образов, яркость и разнообразие создают простор для фантазии. Это дает возможность взрослому исполнителю окунуться в мир детства. К исполнению этого цикла обращался Я. Флиер, Э. Гилельс.

Список используемой литературы.

1. И. В. Малинина «Детский альбом» и «Времена года».

2.Нюберг-Кашкина «Воспоминание о Чайковском».

3.П. И. Чайковский. Литературные произведения и переписка – М.,1962г.