Главная страница

«Лучшее из моей методической копилки»


Название «Лучшее из моей методической копилки»
Дата 05.04.2016
Размер 444 b.
Тип Документы


«Лучшее из моей методической копилки»

  • Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы

  • Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»).




ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Для современной литературы характерны переходность, переклички с классической литературой. Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка – это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами «конец» и «начало».



ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Внешне «женская» литература выстраивается в большинстве случаев как история героини.

  • 2. При организации произведений используются определенные сюжетные схемы.

  • 3. Нередко авторы переплетают в одном повествовании несколько историй, постоянные временные перебивки создают напряжение, усиливают внутренний динамизм.

  • 4. Местом действия в «женской» литературе обычно становятся дом, офис, школа, больница, родильные отделения, общежития.

  • В плане языка создается впечатление, что автор фиксирует реальные фразы, монологи, разговоры людей.



Первое, что бросается в глаза в пьесах Л. С. Петрушевской, это перегруженность бытом. Герои, кажется, ничего не способны замечать вокруг себя, кроме постоянных семейных неурядиц, нехватки денег и поисков способов найти их. Быт сгущен, сконцентрирован до такой степени, что представляется единственной всеобъемлющей реальностью. Он превращен в абсолют, вбирает все воз­можные проявления человека, все возможные отношения между людьми, люди же мечутся в этом плену, либо отбиваясь от нескончаемых проблем, либо молчаливо и покорно неся их бремя. И те и другие следуют сентенции одного из героев Петрушевской, нечаянно изреченной: «Надо жить жизнью...». Какая это жизнь?..

  • Первое, что бросается в глаза в пьесах Л. С. Петрушевской, это перегруженность бытом. Герои, кажется, ничего не способны замечать вокруг себя, кроме постоянных семейных неурядиц, нехватки денег и поисков способов найти их. Быт сгущен, сконцентрирован до такой степени, что представляется единственной всеобъемлющей реальностью. Он превращен в абсолют, вбирает все воз­можные проявления человека, все возможные отношения между людьми, люди же мечутся в этом плену, либо отбиваясь от нескончаемых проблем, либо молчаливо и покорно неся их бремя. И те и другие следуют сентенции одного из героев Петрушевской, нечаянно изреченной: «Надо жить жизнью...». Какая это жизнь?..



«Три сестры» А. П. Чехова

  • Сестры Прозоровы не похожи на тех сестер, которых изображает Л. С. Петрушевская. Между ними – настоящие родственные отношения, а не формальные, как в произведении современного автора.



Л. С. Петрушевская, показывая обесценивание, формализацию родственных отношений, по сравнению с тем, что было в русских семьях начала прошлого столетия, акцентирует внимание читателей на кризисных явлениях современного общества .

  • Л. С. Петрушевская, показывая обесценивание, формализацию родственных отношений, по сравнению с тем, что было в русских семьях начала прошлого столетия, акцентирует внимание читателей на кризисных явлениях современного общества .



А. П. ЧЕХОВ:

  • «пошлость пошлого человека»;

  • «люди обедают, просто обедают, а между тем...»;

  • «мало действия – ... много разговоров...».



Пьесы Л. С. Петрушевской – важный этап в развитии «социально-бытовой», «психологической» драмы, драмы «правды жизни» и других подтипов этого традиционного направления русской драматургии, основанной на переосмыслении и творческой переработке достижений и открытий русской классики.

  • Пьесы Л. С. Петрушевской – важный этап в развитии «социально-бытовой», «психологической» драмы, драмы «правды жизни» и других подтипов этого традиционного направления русской драматургии, основанной на переосмыслении и творческой переработке достижений и открытий русской классики.



ИТОГИ УРОКА:

  • Тема Дома достаточно значима и для современных авторов, в частности для драматурга Л. С. Петрушевской – представительницы «женской» литературы. Образ Дома помогает ей создать яркий и выразительный «слепок» с современной действительности, обнажить ее «слабые» стороны, заключающиеся в утрате сути родственных отношений, любви и доброты между близкими людьми. Важными при этом оказываются литературные параллели, проводимые Л. С. Петрушевской с произведениями русских классиков, например, с пьесами А. П. Чехова, что способствует созданию еще более сильного контраста в решении темы семьи, дома в русском обществе начала и конца прошлого столетия.