Главная страница

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и


Скачать 187.31 Kb.
НазваниеСоздание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и
Дата11.02.2016
Размер187.31 Kb.
ТипДокументы











































Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
II. Теоретическое обоснование

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Признаки одаренности в точных науках:

-ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям;

- проявляет необычное понимание математических отношений;

- демонстрирует легкость в запоминании знаков;

- проявляет исключительные способности в решении задач;

- знает то, о чем его сверстники даже не подозревают.

  1. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.



  1. Цели и задачи.

    • Цель – создание условий для оптимального развития детей.

    • Задачи:

      • Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;

      • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

      • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

      • Организация разнообразной внеурочной деятельности;

      • Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на христианских ценностях.

3.Принципы работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Возрастание роли внеурочной деятельности.

  • Принцип развивающего обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

 выявление одаренных детей;

 развитие творческих способностей на уроках;

 развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

 создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

В обучении одаренных учащихся могут применяться 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  1. Ускорение .

При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.

  1. Углубление.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.

  1. Обогащение.

Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.

  1. Проблематизация.

Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.



















уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.









- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).






Программа

Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В СОШ №51 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

  • мастерская художественного слова;

  • музейное дело (школьный музей этнографии);

  • музыкальная мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).

  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);

  • мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления. Взрослые им просто помогли воплотить их задумку в жизнь, пообещав на общественных началах в свободное время курировать их работу.

ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ



Деятельность разнообразна. Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах , подводятся итоги прошедшего года.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.

  • школьное научное общество;

  • объединения дополнительного образования;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • спецкурсы;

  • работа по индивидуальным планам;

  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.


http://school19.tyumen-city.ru/odar2.files/image002.gif

Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

  1. Тематика творческих работ

  • Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 8 класса;

  • Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 9 класса;

  • Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);

  • В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 11 класса.


  1. Темы учебных проектов

(10 класс, математический профиль)

  1. Расширение понятия числа.

Рекомендации. Стержнем работы должно быть выделено возникновение новых чисел как результат необходимости в них. Подробнее остановиться на комплексных числах, числе решений уравнений n-ой степени и их графической интерпретации.

  1. Числовые последовательности.

Рекомендации. Раскрыть понятие числовой последовательности, ее виды, показать способы решений задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Подробнее остановиться на бесконечной убывающей геометрической прогрессии, ее сумме и применении.

  1. Графики элементарных функций и правила их преобразований.

Рекомендации. Рассмотреть графики элементарных функций и способы построения графиков функций, опираясь на знание графиков этих функций и правила их преобразования. Уделить внимание построениям графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

  1. Показательные уравнения, неравенства и их системы.

Рекомендации. Рассмотреть свойства показательной функции, ей график и способы решения показательных уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.

  1. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

Рекомендации. Рассмотреть свойства логарифмической функции, ей график и способы решения логарифмических уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.

  1. Целые уравнения.

Рекомендации. Алгоритмы решения, формулы корней уравнения, теоремы о корне. Затронуть уравнения с двумя переменными и способы их решений в целых числах.

  1. Метод математической индукции.

Рекомендации. Раскрыть понятие индуктивного метода, принцип индукции и основанный на нём метод математической индукции. Остановиться на применении метода в различных примерах на доказательство методом математической индукции.

  1. Уравнение с параметром.

Рекомендации. Раскрыть понятие параметра в уравнении, способы решения линейного, квадратного и комбинаций уравнений с параметром, рассмотреть решение уравнений с параметром в примерах, дать графическую иллюстрацию уравнениям с параметром.

  1. Уравнение с модулем.

Рекомендации. Раскрыть понятие модуля и способы решения уравнений с модулем, основанные на свойствах модуля и знаке функции под модулем, рассмотреть решение уравнений с модулем в примерах, дать их графическую интерпретацию.

  1. В мире тригонометрических функций.

Рекомендации. Мы живем в мире гармонических колебаний (примеры), все они описываются тригонометрическими функциями. Создать как единое целое мир тригонометрических функций (определения, свойства, графики, формулы, уравнения, гармонические колебания).

  1. Именованные геометрии.

Рекомендации. Раскрыть возникновение и сущность неевклидовых геометрий: геометрии Лобачевского и геометрии Римана, модели для описания этих геометрий, их значимость.

  1. Великие математики мира.

Рекомендации. Расположить основоположников математики согласно истории развития математики, познакомиться с их биографией, осветить их вклад в науку.

  1. История развития математики (этапы развития математики).

  2. Системы счисления.

Рекомендации. Дать понятие позиционным и непозиционным системам счисления. Охарактеризовать виды систем счисления, их преимущества и недостатки. Рассмотреть правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, их применение.

  1. В мире закономерных случайностей (комбинаторика, теория вероятности, статистика).



Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала, историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При работе над проектом автор должен приобрести компетентность в области проектной темы. Материал должен быть подготовлен к защите проекта.

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми



Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

2010-2015

методсовет

2

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Ежегодно

ШМО начальной школы, психолог

3

Совершенствование деятельности клуба одаренных детей
Создание нормативной и методической базы.

Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях клуба одаренных детей

2010-2015
2011

ежегодно

руководители

4

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Кенгуру», «КИТ».

ежегодно

учителя-предметники

5

Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

учителя-предметники

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

психолог школы, методсовет

7

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;

  • разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;

  • отработка форм, методов, приёмов работы;

  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

2011-2015

психолог школы

учителя –предметники


руководители

Карта одарённого по математике учащегося

Проблемам одарённых детей на федеральном уровне в последние годы уделяется много внимания. Но для учителя, работающего в общеобразовательных школах, не хватает информации о методиках работы с такими детьми. Я работаю с детьми, имеющими способности в изучении математических дисциплин, около 15 лет. Накоплен некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться с коллегами.

Чтобы отследить развитие одарённого по математике ребёнка, я заполняю карточку учащегося и по мере взросления вношу изменения. В этой статье приведу примеры заполнения таких карточек на двух учащихся 10 и 11 класса.

Карта одарённого по математике учащегося 10 класса

1. Фамилия, имя учащегося: Глушко Артур

2. Характер ребенка: спокойная уверенность, есть задатки лидера.

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: спокойный, уравновешенный, честный, готов помочь другу

отрицательные: излишне скромен

3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость: имеет отличные отметки почти по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины

способности к обучению: отличные

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером

участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен

6. Получение дополнительного образования: кружки математической и технической направленности.

Индивидуальный план работы учащегося 10 класса Глушко Артура.

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2011-2012

уч. год

Результаты

2012-2013

уч. год

Результаты

2013-2014

уч. год

Участие в работе кружков и предметных недель


Школьный


1час в две недели


С программой справился







Участие в интеллектуальных играх и конкурсах

«Кенгуру»

«Авангард»

«Эврика»

«МИФ»

Март

октябрь

март

февраль

Хороший

результат

справился

диплом

справился







Участие в математических олимпиадах

Школа

Город

Область

Ноябрь


2 место








Защита творческого проекта

Класс

Школа

Февраль

Апрель

ребусы







Участие в научно-практических конференциях

Школа

Город

Область

Ноябрь

Январь










Участие в математических соревнованиях

Матбой

Эрудит

Регата

январь

участник







Участие в Интеллектуально- личностном марафоне




Май


Высокий результат







Карта одарённого по математике учащегося 11 класса

1. Фамилия, имя учащегося: Баяртуев Бато.

2. Характер ребенка: спокойный, знающий себе цену, есть задатки лидера.

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: честный, умный, целеустремлённый, колоссальная работоспособность

отрицательные: не очень любит работать в группе, пробелы в базовых знаниях

3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины

способности к обучению: хорошие

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером, уделяет внимание дистанционным формам обучения

участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен

6. Получение дополнительного образования: кружки математической и лингвистической направленности

Индивидуальный план работы учащегося 11 класса Баяртуева Бато.

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2010-2011

уч. год

Результаты

2011-2012

уч. год

Результаты

2012-2013

уч. год

Участие в работе кружков и предметных школ


Школьный


1час в неделю

дистанционно

С программой справился

С программой справился




Участие в интеллектуальных играх и конкурсах

«Кенгуру»

«Авангард»

«Эврика»

«МИФ»

Март

Октябрь

Март

февраль

Хороший

результат

диплом

Отличный результат, диплом за 1 место в школе

диплом

диплом

сертификат




Участие в математических олимпиадах

Школа

Город

Область

Октябрь

Ноябрь


1 место

3 место

1 место





Защита творческого проекта

Класс

Школа

Февраль

Апрель

Игры со спичками

комбинаторика




Участие в научно-практических конференциях

Город

Область













Участие в математических соревнованиях

Матбой

Эрудит

Регата

январь

участник

участник



Участие в Интеллектуально- личностном марафоне




Май


Высокий результат

Средний результат






Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»

 

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

  • Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

  • Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

  • Повышение профессиональной компетентности педагога по актуальным вопросам педагогики одаренности (я прошла курсы РИКУиО с 18.10.2010 по 27.10.2010 по теме «методика работы с одарёнными детьми в области математики» в объёме 72 часа);

  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.