Главная страница

«Сотрясатель вселенной» Чингисхан и его империя


Скачать 46.34 Kb.
Название «Сотрясатель вселенной» Чингисхан и его империя
Дата 05.03.2016
Размер 46.34 Kb.
Тип Урок

6 класс.

Тема: «Сотрясатель вселенной» Чингисхан и его империя.

Цель:

- Показать процесс создания Монгольского государства, выяснить причины стремительного расширения границ. Раскрыть причины поражения русских дружин на р. Калке.

- продолжить работу над умением анализировать исторические факты, устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями, делать выводы.

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма; показать мужество и героизм простых русских людей;

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, карта «Киевская Русь XII в.»

Основные понятия: Татаро – монголы, улусы, нукер, нойон, курултай, ханы, тумен.

Тип урока: Урок проблемного обучения.

Ход урока:

  1. Проверка знаний. Обобщение изученного материала.

А) Фронтальный опрос:

1. Назвать причины феодальной раздробленности Киевской Руси?

(Учищимся заранее было дано задание повторить материал по теме «Феодальная раздробленность Руси»)

2. В чем положительные и отрицательные стороны данного процесса? Как это отразилось на хозяйственном и культурном развитии самостоятельных княжеств?

(Учащиеся называют положительные и отрицательные стороны раздробленности. Делают вывод о закономерности исторического процесса)

3. Является ли раздробленность отличительной чертой Киевской Руси? Существовала ли угроза внешнего нападения?

(Называют сходные черты со странами юго – восточной Азии. Подводят итог о благотворном влиянии раздробленности на развитие экономической и культурной жизни.)



  1. Изучение нового материала.

А) Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

Мы с вами выяснили, что к началу XII века значительная часть государств Азии, в том числе и Киевская Русь, не испытывали угрозы потери независимости из – за слабости проживавших рядом племен.

Вопрос учащимся:

Согласны ли вы с этим утверждением? Обратимся к историческому факту

(Проецирование через проектор)

«В 1206 году на курултае (съезде) монгольской знати у реки Онон глава одного из объединенных монгольских кочевых племен – Темучин – был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан (Великий хан).

Через 17 лет монголы завоевали огромную территорию, включающую Китай, Среднюю Азию, Персию. Создав огромную империю, простиравшуюся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря, нанести тяжелое поражение русским дружинам».

Вопрос учащимся:

(Проецирование через проектор) Проблемная ситуация

Каковы причины столь стремительного расширения границ монгольского государства, и какой шанс получила Русь в этот период?


Вопрос учащимся:

Исходя из вышесказанного давайте попытаемся определить тему и цель урока.

(Учащиеся называют примерный перечень тем)

Слово учителя:

Обращаемся к историческому факту: «В лето 6731 (1223)… пришли народы, о которых точно никто не знает, кто они. И откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары… некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером», - написал летописец и задумался в ужасе и растерянности. Ему ли, ученому книжнику не знать «Откровения Мефодия Патарского»(III-начало IVв.). Перед концом света, предрекал Мефодий, появятся народы, которые «пленят всю землю». И запылают города, рухнут государства, некому будет погребать мертвых…

Кто же были неведомые русскому летописцу «татары»?

Работа с картой «Индия и Китай в XI-XII вв.»

В XII- начале XIII века монгольские племена кочевали на обширной территории Восточной Сибири, Центральной Азии, верховьях Енисея и Иртыша. Всех монголов соседние с ними народы. В том числе и русский называли также татарами. Этноним «тата» означал название крупного монгольского племени. Они представляли собой разрозненные многочисленные племена, не знавшие ни письменности ,ни государственности. Монголы жили в степях Забайкалья.

Кадр на экране.

Основное занятие – кочевое скотоводство: разведение овец, лошадей. С детства монголы были хорошими наездниками. Кочевая жизнь научила терпеливо переносить голод, холод, жару и лишения. Жили в войлочных юртах, охотились и ловили рыбу.

Кадры на экране.

Правили племенами вожди-ханы, окруженные знатью (нойонами). Часто нападали на соседние народы, между племенами вспыхивали кровавые междоусобицы. В 1206 году на курултае (всемонгольском съезде) верховным правителем всех монголов был провозглашен один из вождей – Темучин, под именем Чингисхан – основатель и Великий хан Монгольской империи.

Далее рассказ учителя по плану:

1. Детство и юность Темучина

2. Характеристика личных качеств хана

3. Структура государства и войска, способы ведения войны

4. Воинская дисциплина

Работа по карте

Используя слабость разрозненных племен и народов, слабость центральной власти в государствах, монголы в 1207 – 1211 гг. подчинили народы Сибири – бурят, якутов, киргизов и др. Затем вторглись в Северный Китай и в 1215 году дошли до Пекина. В 1219 – 1221 гг. они покорили Среднюю Азию, в том числе сильную державу – Хорезм. После этого опустошили Северный Иран и двинулись в Закавказье. Взяв столицу Ширвана Шемаху монголы вышли на Северный Кавказ и победив ясов и касогов хлынули в половецкие степи.

Далее рассказ учителя по плану: Кадры на экране

1. Подготовка к сражению на р. Калке

2. Ход битвы

3. Итоги

Вопрос учащимся

(проецирование через проектор)

Каковы причины столь стремительного расширения границ монгольского государства и какой шанс получила Русь в этот период?


По ходу объяснения учебного материала ученики заполняют таблицу.



П/П

Причины побед монголов.

Какой урок получила Русь в первой четверти XIII века

1

2

3










  1. Проверка заполнения таблицы, выявление затруднений при выполнении

Заданий

(Учебник «История России IX – XVI века», Т.В. Черникова, Москва, Дрофа, 2006 год, параграф 20)