Главная страница

«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»


Скачать 48.07 Kb.
Название «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Дата 13.03.2016
Размер 48.07 Kb.
Тип Документы

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №15

Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

Задачи:

Обучающая задача: Учить составлять предложения и рассказ по группе сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Формирование понятия: «Заглавная буква в именах людей и кличках животных».

Развивающая задача: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание на уроке через работу с сюжетными картинками.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость к животным, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», сюжетные картинки, полоски для составления схемы предложения, картинка-пазл, мяч, две разрезные пословицы о дружбе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, в прошлый раз мы с вами путешествовали в прошлое. Мы узнали, как люди общались на расстоянии, пока не появились буквы и алфавит. Давайте вспомним, какие же способы общения вы запомнили. (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. С тех пор прошло много времени. Люди придумали алфавит, научились писать, появились книги. Ребята, скажите, как называют людей, которые пишут для нас рассказы, сказки, стихи? (ответы детей). А для того, чтобы эти рассказы, сказки и стихи было еще интереснее читать, книги иллюстрируют, т.е. рисуют сюжетные картинки, по которым можно представить себе ту историю, о которой читаешь.

Воспитатель: Мы сегодня с вами превратимся в настоящих писателей. И сами напишем рассказ по уже готовым картинкам. В стране «Пиши-Читай» злодейка Опечатка спрятал все буквы, слова, предложения, оставила одни картинки. А ее дочка Путаница переставила все эти картинки. И теперь не понятно, где начало истории , а где ее конец. Я думаю нужно помочь жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. А вы как думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Вот эти картинки (воспитатель помещает картинки на доску).
картинки для занятия 15\картинка 1.jpg

картинки для занятия 15\картинка 2.jpg

картинки для занятия 15\картинка 3.jpg

картинки для занятия 15\картинка 4.jpg

картинки для занятия 15\картинка 5.jpg

картинки для занятия 15\картинка 6.jpg
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Можно ли по этим картинкам придумать рассказ? Что нам мешает? (рассуждения детей).

Воспитатель: Какая картинка должна быть первой? (второй, третьей и т.д.) Картинки на доске помещаются в том порядке, в котором говорят дети.

Посмотрите еще раз на все картинки, все ли правильно у нас получилось? Можно ли теперь по этим картинкам придумать историю, которая произошла с мальчиком и его щенком? (ответы детей). Разложите картинки в нужном порядке у себя на столах. (дети раскладывают картинки у себя на местах)

Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Назови, кого вы видите на этой картинке. (ответы детей). Придумайте имя мальчику и кличку собаке. (варианты детей, выбирается один из вариантов). Попробуйте составить предложение по этой картинке.

(выслушиваются варианты детей, выбирается один, наиболее удачный.).
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Как пишется первое

слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (ответы детей).

На доске появляется две схемы предложения. В одной схеме имя мальчика и кличка собаки выложены обычной полоской, а на другой схеме полосками с уголками (заглавная буква). Решается проблемная ситуация. В ходе решения дети узнают, что имена людей и клички животных пишутся всегда с заглавной буквы.

Разминка

Проводится на ковре. Воспитатель в центре с мячом. Бросает мяч ребенку, называя животного или человека. Ребенок должен придумать кличку для животного или имя для человека. Например, кошка – Мурка, мальчик – Вова и т.д.

Воспитатель: Давайте продолжим составлять рассказ по картинкам. Рассмотрим следующие картинки.

  • Где гулял мальчик со своей собакой?

  • Что увидела собака и куда побежала?

  • Кто вылетел из яркого цветка?

  • Что маленькая пчёлка делала в цветке?

  • Почему пчёлка укусила собаку?

  • Что случилось с собакой после укуса пчелы?

  • Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

  • Что можно сказать про мальчика?

  • Как вы думаете, что могло произойти с героями рассказа дальше?

Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца. (5-6 рассказов).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, мальчик любил свою собаку? Что об этом говорит? (размышления детей). Можно сказать, что мальчик (имя мальчика) и его собака – друзья?

Молодцы, а теперь я предлагаю немного поиграть. Разделитесь на две команды. У меня в конвертах пословицы о дружбе. Ваша задача собрать эти пословицы. (дети выполняют задание, объясняют, как они понимают пословицу)

Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь ее. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь, из отдельных частей соберите целую картинку, как это было у художника.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Главное, мы вновь помогли жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. Попробовали стать настоящими писателями и придумывали свои истории про мальчика (имя мальчика) и его собаку. И еще, мы узнали одно очень важно правило, как пишутся имена людей и клички животных. Кто мне сможет рассказать его? (ответы детей)

На этом наше путешествие по стране «Пиши-Читай» закончилось. Мы многое с вами узнали, многому научились. Теперь вы спокойно и смело можете отправляться в следующее путешествие по стране «Знаний», которое начнется для вас уже очень скоро, а точнее, осенью, когда вы пойдете в школу.