Главная страница

Сообщение из опыта работы: Музыкальный


Скачать 44.41 Kb.
Название Сообщение из опыта работы: Музыкальный
Дата 04.03.2016
Размер 44.41 Kb.
Тип Документы




Сообщение из опыта работы:

Музыкальный руководитель

Моисеенко И. Г.

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 74»

г. Энгельса Саратовской области

2009
Задачи экологического воспитания:

- формирование у детей соответствующего по этой проблеме сознания;

- усвоение знаний в живой природе;

- гуманное отношение к ней включаются и в музыкальную деятельность детей.
На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная с первого квартала учебного года (осенний период), музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания детей. Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например:

Слушание + музыкально – ритмические движения

(услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц)

Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.

Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Например, игра «Музыкальный котик» - в этой игре сочетаются и пение и движение.

Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня Дубравина «музыка в лесу», в припеве дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» песню, где каждый инструмент подражает своему персонажу: песня птицы (Чиви – чиви) - её можно озвучить на треугольники; песня пчелы (жу-жу) – обыграть её на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки лева», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети смогли проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

Слушая музыкальные произведения, изображающие животных, птиц

( «Улетают журавли» муз. Лившица, «Слоновый балет» муз. Чебакова) дети подготовительной группы находят в музыке характерные черты образа, опираясь на средства музыкальной выразительности ( темп, регистр, интонации звуковедения). Если слон большой и неуклюжий – то и звучит музыка тяжело в нужном регистре. А прощальное курлыканье журавлей передает мелодия нежного, печального характера с повторяющимся мелодическим рисунком в минорном ладу.

В средней группе, инсценируя песню «Приключение в лесу» муз. Филиппенко, дети не только различают оттенки настроений, характеры образов (зайчик трусливый, лиса хитрая, охотник храбрый). Они умеют передавать в образных движениях и интонацией голоса черты и характер персонажей, участвующих в музыкальном произведении, у них формируется положительно – эмоциональное отношение, т. е. любовь к живому существу и стремление его защитить.

В песне «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой формируются навыки пения и закрепляются знания детей о подготовке животных к зиме. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в природе, жизни и музыке, помогают другие виды искусств (поэзия, живопись).

Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа, как заинтересовывающий и обучающий момент, использую художественное слово, иллюстрации (т.е прослеживаются межпредметные связи). Допустим, слушание музыки программного содержания «Осенний дождь» - читаю стихотворение русского поэта «Стекают с веток капли дождевые, как будто плачет каждый лист…»Музыкальные произведения перекликаются с этим поэтическими строками, выражающими грусть. На занятиях закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью,; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?..» - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие, далее переходящие к слушанию музыки, соответствующей погодным явлениям за окном (дождь, листопад т. д.). Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др.), где музыка играет ведущую роль. Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир – мне хотелось бы этого.