Главная страница

Социально-педагогическая работа с детьми группы риска г. Караганда кгу сош№32


Скачать 39.95 Kb.
Название Социально-педагогическая работа с детьми группы риска г. Караганда кгу сош№32
Дата 09.03.2016
Размер 39.95 Kb.
Тип Документы

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
г.Караганда

КГУ СОШ№32

Сагнаева Н.К.
Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащейся молодёжи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы «семья, школа, общество». Причин такого положения множество. Одна из них, и весьма существенная,— падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение.

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. В Караганде более 3.000 детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 подростков ежегодно совершают преступления. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. И это все последствия как политики государства, так и падения общества, где вовремя не была оказана не помощь, а иногда даже просто поддержка детям, оказавшимся в затруднительном положении. Данная категория детей требует к себе повышенного внимания, и основная цель взаимодействия с ними – это не допустить перехода ребенка в категорию трудного, девиантного со всеми вытекающими отсюда последствиями, вовремя увидеть и предупредить, оградить от наступающей беды.

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Любая проблема лучше решается комплексно. В своей повседневной работе присматриваюсь к учащимся, а также работаю с учащимися по рекомендации школьных психологов, а иногда и по просьбе родителей, которые не справляются со своими детьми.

В работе с такими детьми важно реализовывать следующие направления:

  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды с целью создания условий для личностного развития ребенка);

  • воспитание нравственно-правовой убежденности;

  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

  • включение в социально значимые виды деятельности,

  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы я получаю консультации от школьных психологов.

За годы работы в школе мною был создан банк данных детей и подростков группы риска. При составлении банка данных детей группы риска работаю с школьным инспектором, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты и комиссии по делам несовершеннолетних.

Совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступаю организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В своей работе руководствуюсь применением определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации. Это позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка. Осуществляю свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, организовываю интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к нарушениям или правонарушениям. Если учащиеся не станут доверять социальному педагогу, то установить и поддержать положительный контакт не удастся. Способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными. После проведенной работы с учащимися даю консультации классным руководителям, родителям.


едсовет

Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность.
Литература
1. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

2. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

  1. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.