Главная страница

События Отечественной войны 1812г в баснях Ивана Андреевича Крылова


Скачать 48.11 Kb.
Название События Отечественной войны 1812г в баснях Ивана Андреевича Крылова
Дата 24.02.2016
Размер 48.11 Kb.
Тип Конкурс

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Внеклассное чтение на тему

«События Отечественной войны 1812г. в баснях Ивана Андреевича Крылова».

Урок проведён в 6 «А» классе учителем русского языка

и литературы Богатовой Клавдией Фёдоровной.
Цель урока – расширить и углубить знания учащихся о баснях И.А. Крылова;
-воспитывать у них чувства любви к Родине, гордости за наших предков;
-убедить в неумирающей действенности басен Крылова.
Наглядность:
а) портрет И.А. Крылов. Художник К. Брюллов;
б) портреты Кутузова и Наполеона;
в) рисунок «Бородинское сражение»;
г) рисунки к басням Крылова художников Е.Рачева, Б. Тржемецкого, А. Сапожникова,
художников Кукрыниксы и др.

Домашнее задание к уроку.
I. Прочитать басни И. А. Крылова:

а) «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах) ;
б) «Обоз»;
в) «Щука и Кот»;
г) «Ворона и Курица» ;
д) «Кот и повар».


II. Подготовить письменный анализ одной из басен по данному плану:
1) Тема и идейный замысел басни.

2) Характеристика основных образов басни, и их роль в раскрытии ее идеи.
3) Язык и художественные особенности басни, их роль в её идейном смысле.


Ход урока.


I. Вопросы и задания классу:
- Что такое басня?
- Какие основные три элемента в басне?
-Что характеризует основное её содержание?
-Прочитайте наизусть известные вам басни Крылова, назовите их темы, укажите сатирическую направленность.

Учащиеся читают басни: «Осёл и Соловей» , «Мартышка и Очки», «Свинья под Дубом, «Волк и Ягнёнок», «Листы и Корни» и др. Отвечают на вопросы учителя, привлекая наглядные пособия.


-Вспомните, какое историческое событие произошло в России в 1812 году.
- Какие личности этой войны вам известны (Внимание на наглядность.)

II.Сообщение учителем цели и темы урока.

III. Проверка домашнего задания.
1. Учащийся выразительно читает басню «Ворона и Курица», и зачитывает письменный её анализ.
Тема басни – отклик на событие войны 1812 года.
Она богата содержанием.
Её основные аллегорические образы Ворона и Курица.
В ней рассказывается о печальной участи Вороны, опрометчиво оставшейся в Москве при вступление в неё французов и попавшей к ним в суп.

(Справка учителя. «Вороний суп»- колоритная деталь на истории войны 1812 года. В этом есть прямой смысл басни.)


Легко догадаться, что Ворона, мечтавшая поживиться чем-нибудь в Москве,- это Наполеон.
Он явился в Москву в погоне за славой и попался, «как Ворона, в суп. ( Обращается внимание учащихся на рисунок, изображавший огорчённого Наполеона.)
Кутузов называется в басне «Смоленским князем». Этот титул ему был присвоен после сражения под Красным (6 ноября 1812 г.) Басня «Ворона и Курица» была написана вскоре после этого сражения.
Автор показывает мудрость Кутузова, его искусство побеждать врага: Он «вандалам» сеть поставил и на погибель им Москву оставил».

Когда Кутузов голодом стал морить французов, Ворона сама к ним в суп попалась.» ( Это аллегория на разгром Наполеона.)

Что характеризует художественную форму басни?
Это прежде всего простота содержания, автор подчеркивает её в заглавии басни, в тоне рассказа.
Очень выразительно автор описывает героизм русского народа, не желавшего жить под властью иноземцев:
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.

Стих басни вольный, что определяет её общедоступность.
Басня написана живым русским языком. Это сказывается в синтаксическом построении речи, состоящей из простых предложений, и в народной лексике («противу», «супостат», «с гостьми», «по пятам несёшься», «…вон из стен Московских поднялися, как из улья пчелиный рой.»)
Диалог Вороны и Курицы - образец разговорной речи народа .
Неумирающая действенность басни заключена в её морали, которая говорит о черте, характерной во все времена для любого народа:
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!

Анализы других басен учитель берёт домой на проверку.
Сообщение первого ученика.
Историческим поводом к написанию басни «Щука и Кот» послужила неудача адмирала Чикагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь при переправе через реку Березину.

Адмирал Чикагов, моряк по роду оружия, самоуверенно взял на себя в Отечественную войну командование сухопутной армией. При переправе французов через Березину он не только не задержал неприятеля, но и сам отступил с трудом. В руки французов попала и канцелярия Чикагова и даже экипаж с его столовым серебром. На это и намекает фраза басни: «И крысы хвост у ней отъели»
Самоуверенного Чикагова Крылов показывает в образе Щуки, и подчеркивает, что адмирал взялся не за своё дело. Отсюда и мораль басни:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
Второй ученик читает басню «Щука и Кот».


Сообщение ученика .
Чтение басни «Обоз» вторым учеником.
Сообщение третьего ученика.
Басня «Обоз» была написана в защиту медлительных действий Кутузова, избегавшего решительного сражения с Наполеоном. После сдачи русской армией Москвы, многие начали обвинять Кутузова в бездействии. Сам царь поставил главнокомандующему вину, что он не дал вторичного сражения Наполеону под Москвой.
Крылов басней «Обоз» выступил в защиту Кутузова. Старый добрый «Конь» Кутузова медленно и верно сводит обоз под гору, верно ведёт войну, а «Лошадь молодая», пустилась вскачь по камням и рытвинам, «с возом - бух в канаву». Сатира басни направлена против противников Кутузова, которые брались не за своё дело.
Чтение четвертым учеником басни «Обоз».

Он комментирует, что мораль басни носит общечеловеческий характер:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Сообщение пятого ученика об истории создания басни «Кот и Повар».
Инсценирование басни.
Вопрос классу: «Как вы понимаете мораль басни?»
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить,
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Примерные ответы учащихся:

«Истинные патриоты России понимали, что нельзя терять времени, надо готовиться к бою. Крылов не мог молчать и об этом смело и решительно заявил в своей басне.»

« Как патриот России Крылов не мог молчать и осудил медлительность Александра I, которая могла привести к гибели России.»

Чтение в лицах басни «Волк на псарне»
Справка учителя. Басня отражает тот этап войны России с французами, когда Наполеон, убедившись в провале своего плана завоевать Россию, пытался вступить с русским правительством в переговоры. «Мне нечего у вас делать, - заявлял он. – я готов воротиться… Пора положить конец несогласиям между двумя великими народами…».

Известно, что Кутузов говорил при Тарутине: «Разбить меня Наполеон может, а обмануть никогда.»

В ответ на лицемерное предложение Наполеона Кутузов «выпустил на Волка гончих стаю» и закончил разгром врага.
Вопрос классу: как показано в басне лицемерие Волка- Наполеона, попавшего в безвыходное положение?

Какие строки говорят об уме старого ловчего – Кутузова?

Как в басне Крылов изображает народное движение? Отвечайте текстом басни.

Слова басни «Волк на псарне» использовали Кукрыниксы в годы Великой Отечественной войны к своему рисунку: «Ты - сер , а я - СССР, и волчью вашу я давно натуру знаю.»
Учащиеся получают задание выписать в тетрадь из разобранных на уроке басен выражения, которые стали пословицами и поговорками.
Проверка задания у троих учащихся и объявление учителем оценок.