Главная страница

Собирательные числительные


Скачать 63.88 Kb.
Название Собирательные числительные
Дата 06.03.2016
Размер 63.88 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Собирательные числительные.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями собирательных числительных, их сочетаемости с существительными; повторить склонения сложных и составных количественных числительных;

воспитание трепетного, внимательного отношения к слову, языку; осознание необходимости применять правила культуры речи;

сформировать навыки нормированного употребления собирательных числительных в косвенных падежах.

Оборудование:

«Русский язык. Теория. 5-9кл.» В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова;

«Русский язык. Практика. 6 класс» Г. К. Лидман-Орлова; компьютерные тесты в программе ««MyTest» «Правописание количественных числительных»; оформление доски для самостоятельной работы; опорная таблица «Склонение числительных»; карточки с зашифрованными словами; тесты «Правописание числительных».

ХОД УРОКА

I – Орг.момент.

II - Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

- Как склоняются числительные 5-20, 30? Просклоняйте тринадцать.

Эти числительные склоняются как существительное степь (3 скл.).

- Сколько окончаний имеют сложные числительные при склонении? Как они пишутся? Например, двести в форме тв. падежа.

Сложные числительные имеют 2 окончания: в середине и на конце слова, но пишутся слитно, например, двумястами.

- Как изменяются составные числительные? Меняется каждое слово или только последнее? Например, сто двадцать пять.

В составном числительном изменяется каждое слово. Пишется раздельно, например, ста двадцати пяти.

- Сколько падежных окончаний имеют числительные 40, 90, 100?

Эти числительные имеют 2 падежных окончания.

- Какие это окончания и в каких падежах?

О в им., вин. п.; а в род., дат., тв., пред. п.

- Устно просклоняйте числительные сто.

Сто, ста, ста, сто, ста, (о) ста.

  1. Проверка домашнего упражнения. 2 – 3 учащихся выполняют по очереди тесты в программе ««MyTest» «Правописание количественных числительных».

III - Самостоятельная работа.

Учащиеся работают по вариантам в тетрадях. У каждого распечатанные тесты «Правописание числительных».

Тест №1

  1. Укажите имя числительное:

А) семь;

Б) семерка;

В) Удвоить.

  1. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

А) В этом доме одиннадцать этажей.

Б) Пятерка – очень хорошая оценка.

  1. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

А) два;

Б) два брата.

  1. Количественные имена числительные изменяются:

А) по падежам;

Б) по падежам, по числам.

  1. В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак пишется:

А) на конце числительного;

Б) в середине числительного.

  1. В числительных 50 – 80, 500 – 900 мягкий знак не пишется:

А) в середине;

Б) на конце.

  1. В составных количественных числительных склоняются:

А) все слова;

Б) только первое слово.

  1. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

А) пятидесятью;

Б) шестьюдесятью;

В) восемьюдесятью.
Тест №2

  1. Укажите имя числительное:

А) сотка;

Б) сотый;

В) столетний.

  1. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

А) Я сегодня опять получил пятерку!

Б) На изготовление одного автомобиля с мотором затрачивается шестьсот часов.

  1. В каких словах пишется Ь в середине слова?

А) сем…десят

Б) трид…цать

В) пят…сот

Г) четыр….мя

  1. В каком числительном на конце пишется буква А?

А) девяност…;

Б) трист…;

В) ст…

  1. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

А) двумстам;

Б) двухста;

В) двумястами.

  1. Какое подлежащее в предложении: На столе лежит семь книг?

А) семь;

Б) семь книг.

  1. Укажите числительное, которое пишется с НН?

А) 11;

Б) 14;

В) 19.

  1. В каком сочетании правильно употреблен падеж числительного?

А) свыше четыре тысячи метров;

Б) свыше четырех тысяч метров.
Тест №1: 1- а, 2 – а, 3 – б, 4 – А, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – а.

Тест №2: 1 – б, 2 – б, 3 – а, в, г, 4 – б, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – б.
IV - Объяснение нового материала.

  1. Учащиеся под диктовку записывают в тетради предложения: Три котенка сидели в углу. Трое котят живут в доме.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в каждом предложении есть числительное, одно из них количественное (три), другое – собирательное (трое).

  1. Работа с учебником.

Итак, сегодня нам предстоит узнать, что же такое собирательные числительные. Откройте учебник «Теория», §113, прочитайте правило.

- Итак, что же такое собирательные числительные?

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов как одно целое.

- Приведите примеры.

Двое, трое, четверо и др.

- Перечислите все собирательные числительные и запишите их в тетрадь.

- Оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Давайте запишем их в тетради. Всего собирательных числительных в русском языке 10. Последние 3 очень редко употребляются.

- С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные?

Собирательные числительные образуются с помощью суффиксов -ой- (двое, трое) и -ер- (четверо, пятеро и др.).

- Особое внимание обратим на то, что собирательные числительные употребляются не со всеми существительными, а только с некоторыми. С какими?

Ученик: 1) с сущ., обозначающими людей мужского пола (трое друзей);

2) с сущ., обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

3) с сущ., имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы (трое брюк);

4) с местоимениями нас, их (нас – трое, их – четверо).

- Как склоняются собирательные числительные?

Собирательные числительные склоняются как прилагательные во мн. ч.

- Какова синтаксическая роль собирательных числительных?

Синтаксическая роль собирательных числительных такая же, как у существительных.

- Итак, ребята, запомним это и будем соблюдать правила культуры речи.

V - Закрепление нового материала.

  1. Работа с упражнением 419. Необходимо определить, с какими из существительных собирательные числительные не употребляются.

С существительным девчата собирательные числительные не употребляются. Мы не можем сказать трое девчат.

  1. Выполнение упражнения 420. Здесь указаны собирательные числительные и случаи их употребления с существительными. Необходимо составить предложения с этими числительными.

  2. Минута отдыха (мини-игра).

Прочитайте зашифрованные слова, придумайте слова подобного типа сами.

Смор1на, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.

  1. Упражнение 422 выполняется вначале устно, затем письменно с проговариванием по цепочке. Обязательно выделить окончания. Поставить данные в упражнении собирательные числительные в род., дат. и пред. падежах.

Р. Двоих, троих, четверых, пятерых, шестерых, семерых

Д. двоим, троим, четверым, пятерым, шестерым, семерым

П. (о) двоих, троих, четверых, пятерых, шестерых, семерых

- Обратите внимание на то, что совпадают окончания в род. и пред. падежах.

  1. Упражнение 423 выполняют у доски 2 ученика, остальные в тетради:

Двое мужчин, трое друзей, пятеро котят, четверо щипцов, шестеро ребят, двое очков, семеро школьников, трое брюк, четверо волчат, девятеро медвежат, десятеро санок.

8. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с собирательными числительными, вспомнили, что мы вообще знаем о числительных.

- С какими существительными употребляются собирательные числительные?

9. Объяснение домашнего задания.

Дома необходимо выполнить упражнение 428. Чтобы сделать его правильно, необходимо вспомнить все, о чем мы говорили на уроке. Для этого надо прочитать§113 («Теория»), подготовить его пересказ.