Главная страница

Сказка» педсовет №2 «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»


Скачать 149.69 Kb.
Название Сказка» педсовет №2 «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Дата 16.02.2016
Размер 149.69 Kb.
Тип Сказка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

ПЕДСОВЕТ № 2

« Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Составила:

старший воспитатель Демидова Е.В.

2012год.

7. 12. 2012 год

Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

Подготовка к педсовету

  1. Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).

  2. Проведение тематического контроля. Подготовка справки по итогам тематической проверки.

  3. Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры, необходимые материалы и оборудование.

План проведения педсовета:

Первая часть.

  1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.

  2. Итоги тематической проверки по теме « Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы».- ст. воспитатель Е.В. Демидова

Вторая часть.

  1. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы» - старший воспитатель Демидова Е.В.

2. «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста» - старший воспитатель Демидова Е.В.

Третья часть.

Утверждение Программы психолога-педагогического сопровождения семьи. – педагог-психолог Богнюкова М.Н.

Четвёртая часть.

Подведение итогов педсовета.

Ход педсовета.

Первая часть.

-Решение предыдущего педсовета-

-Справка по итогам тематического контроля.

Вторая часть.

-Деловая игра для воспитателей.

«Знатоки детской художественной литературы».

Цель:

  • повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;

  • развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

( Игроки делятся на 4 команды  согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Ход игры:

Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  • « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

  • « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

  • « Спи,  глазок, спи,  другой!»

  • « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

  • «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

  • « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

  • « Козлятушки-ребятушки отворитеся, отопритеся»

  • « Свет мой, зеркальце, скажи…»

2. Закончите пословицу:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

  • «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)

  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)

  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

  • «Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

  • -«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

  • -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

Задание     1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)

  2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)

  3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)

  4. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

Задание   2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»        (1-ая младшая группа)

  2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

  3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)

  4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая

красавица» (старшая,подготовительная)

Задание 3

Назовите автора произведения:

  1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари)

  2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

  3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

  4. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 4

Написать детские художественные произведения, написанные К.И. Чуковским за 1 минуту

Год написания Название

  1. 1917 Айболит

  2. 1925 Бармалей

  3. 1927 Краденое солнце

  4. 1916 Крокодил

  5. 1923 Мойдодыр

  6. 1924 Муха-Цокотуха

  7. 1943 Одолеем Бармалея

  8. Приключения Бибигона

  9. Путаница

  10. Собачье царство

  11. 1923 Тараканище

  12. 1924 Телефон

  13. Топтыгин и Лиса

  14. Федорино горе

  15. 1926 Чудо дерево.

Задание 5.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

  1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно

есть ! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что

у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у

меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потому что взял

тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 6.

«Составь слово из слогов и отгадай сказку»

(в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

2 команда

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд Дюймовочка

3 команда

Дыродйом Мойдодыр

Гукароснеч («Снегурочка»)

4 команда

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 7

Домашнее задание.

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 8.

« Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)

  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)

  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему(анекдот)

  • устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)

  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)

  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

  • короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Подведение итогов деловой игры. Награждение.

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».

 Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

Научить ребенка:

  •  Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

  •  Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.

  •  Слушать и слышать других.

  •  Владеть силой голоса и различать интонации.

  •  Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

 Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л.С., Усова В.Т., Виноградова В.В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю. 

Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.

 Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

 Все более творческой становится работа каждого воспитателя в ДОУ. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.  Поговорим сегодня с вами о речевом этикете. Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет?»

 Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка).  Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.  Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

 Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?».

  •  Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

  •  Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

 Формула речевого этикета:

 Думай,

  •  кому говоришь,

  •  что говоришь,

  •  где говоришь,

  •  зачем говоришь,

  •  какие из этого будут последствия.

 - Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».

 Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.

 Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

 Задание для педагогов.

 Раздаются листы бумаги, фломастеры. Задание – нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?

 - Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Как считают генетики доброта полезна человеческому виду. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливые слова – это волшебное украшение нашей речи, украшая ее мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга и действительно происходит чудо – в ответ хочется ответить или сделать о чем просят. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».

 В группе можно завести «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами (открытками), на которых написаны «волшебные слова». Сундучок пополняется. Дети могут брать этот сундучок когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения.

 Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются.

 Практическая часть.

 Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».

 - Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.

 Первая планета – «Добрых слов».

  •  Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

  •  Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета

  •  Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

 - В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».

 Игра «Не ошибись, пожалуйста».

- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

 Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

 Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

 Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

 Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

 Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».

 - Путешествие продолжается, звучит музыка.

 Вторая планета – «Заколдованная».

 - Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.

 Задание 1.

 Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать?» Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».

 Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?

 Задание 2.

 Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань!». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты!»

 Задание 3.

 Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите!» Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».

 - Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.

 Физкультминутка «Не собьюсь».

 - Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте!» Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания!».

 Следующая планета «Сказочная».

 - Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.

 Игра «Добрый – злой».

 - Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

 Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.

  • Для чего человеку нужны руки?

  • Можно с их помощью общаться?

Работа в парах.

 - Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)

 Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».

 Игра с мячом «Что может сделать слово?» .
Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…


 Итог.

 - Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.

 По окончанию все педагоги получают 
«Словарь вежливых слов и выражений»


Третья часть. Педагогг-психолог

Четвёртая часть

Подведение итогов педсовета.

Тематическая «Книжкина неделя» прошла успешно. Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.   На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. Надеемся, что очередная Книжкина Неделя стала новой ступенью на лестнице, ведущей к знаниям для детворы нашего посёлка!

Решение.

-Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.

-Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми. 

-Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».

- Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.

- Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.

-Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

-При планировании воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и последующей работы с детьми.

-Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.