Главная страница

Система диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи


Скачать 408.82 Kb.
Название Система диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи
страница 1/2
Дата 07.03.2016
Размер 408.82 Kb.
Тип Документы
  1   2

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Диагностика речевых нарушений, раннее выявление отставания в речевом развитии на сегодняшний день по-прежнему остается актуальной проблемой. Чтобы построить эффективную модель обучения, прежде всего надо определить уровень актуального развития ребенка, а так же зону его ближайшего развития. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. патологические изменения речевой системы в целом. Работая в специализированном учреждении, где подбор детей разнообразен по диагнозам, развитию психических сторон, социальной среде, уровню подготовки, я столкнулась с проблемой – как объективно и полно оценить все стороны развития ребенка, отследить динамику его развития. Мною было опробовано несколько видов речевых карт, ( карта А и карта В прилагаются), но несмотря на то, что карты большие по объему и в них довольно полно обследуется состояние речевой деятельности, очень многое в них меня не устраивало. Данные карты не дают полной картины развития ребенка. Очень поверхностно дан раздел «состояние познавательной деятельности», разделы «состояние общей и мелкой моторики», «эмоционально-волевая сфера» не предусмотрены вовсе. А самое главное, диагностические задания в картах, четко не ориентируются на определенный возраст. Анализируя, итоги проведенного первичного обследования детей и делая характеристику группы, опираясь на речевые карты, я составила характеристику группы. В группе 12 детей, из них 3 девочки, 9 мальчиков

С ОНР I уровня- 4 ребенка.

С ОНР II уровня – 3 ребенка.

С ОНР III уровня, с дизартрией – 1 ребенок.

С ОНР II уровня со стертой дизартрией 4 ребенка.

Это практически все выводы, которые я могла сделать, опираясь на карты А и В. Конечно же, меня это не устраивало, так как для того, чтобы добиться более высоких результатов в работе с детьми, имеющими речевые отклонения надо знать о них гораздо больше. Известно, что минимальные сроки коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи 2-3 года. Из этого я сделала для себя вывод - необходим цикл речевых карт, рассчитанных на определенный возраст, диагностические задания, в которых соединены в единую систему. Это позволит спрогнозировать и отследить результаты коррекционной работы. Так начались поиски, знакомство с множеством диагностических методик, подбор и систематизация их по возрастам. Немного позднее я столкнулась с тем, что речевых карт на младший дошкольный и ранний возраст не разработано вовсе. Хотя мы знаем, что в работе с данной категорией детей нельзя упускать ни одного дня, а уж тем более не следует ждать - когда же ребенку исполнится 3, 4, 5 лет, чтобы начинать коррекционную работу. Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л.С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды (сензитивные периоды), в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что ещё более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно. Для развития речи таким сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

К созданию речевых карт подтолкнуло меня еще и то, что учреждение, в котором я работаю, целенаправленно и серьезно работает над проблемами развития детей, над преодолением и коррекцией различных отклонений, которые являются следствием неврологической и ортопедической патологии. Можно было предположить, что одним из показателей органического поражения центральной нервной системы будут нарушения в речевом развитии. Чтобы более успешно вести работу по коррекции речевых нарушений, их диагностика должна находиться на высоком уровне.

Воспитательно – образовательный и лечебно – реабилитационный комплекс ясли – сад – начальная – школа «Веселый дельфин» специализированное учреждение, которое посещают дети с поражением центральной нервной системы, а так же с поражениями опорно-двигательного аппарата. Прежде, чем попасть в центр дети проходят медико – психолого - педагогическую комиссию, которая определяет, есть или нет показания для посещения специализированного учреждения. В «Веселом дельфине» дети находятся под постоянным наблюдением специалистов – медиков: невропатолога, детского психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста. По показаниям врачей проводятся курсовые лечения, с помощью функциональной диагностики (ЭЭГ) отслеживаются результаты лечения. Кроме медикаментозного воздействия дети получают комплекс оздоровительных процедур: массаж, лечебная физкультура, ванны, циркулярный душ, сауна, электросон, физиопроцедуры. В тесном контакте с врачами работают педагоги: воспитатели, учителя, логопеды, психолог, педагоги – реабилитаторы, музыкальные руководители, инструкторы по плаванию и физической культуре. Весь этот большой коллектив работает в единой системе, осуществляя главную цель: формирование полноценной личности ребенка, имеющего проблемы в развитии, его социальная адаптация и интеграция в общество в условиях воспитательно-образовательного и лечебно - реабилитационного центра «Веселый дельфин».

Приступая к созданию первой речевой карты, я определила цель работы: Составить комплексную систему медико-педагогического обследования состояния речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Составить речевые карты для каждой возрастной группы.

  2. Соблюдать преемственность и взаимосвязь между речевыми картами, рассчитанными на разный возраст.

  3. Разработать систему отслеживания, анализа и педагогической оценки всех полученных о ребенке данных по разделам речевой карты.

  4. Разработать индивидуальный план коррекционной работы по итогам и результатам обследования (по периодам).

  5. Вносить необходимые корректировки после проведения промежуточных обследований.

  6. Подобрать и систематизировать наглядный и дидактический материал для проведения обследования.

Для того чтобы приступить к реализации основной цели и задач мною была изучена литература по диагностике речевых нарушений, обследованию состояния психических процессов:

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи.

  2. Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка

  3. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей.

  4. Волкова Л.С. Логопедия.

  5. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей.

  6. Забрамная. Хотите ли вы помочь нам?

  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.

  8. Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей (2-3 лет).

  9. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом.

В основу речевых карт были положены следующие организационные принципы:

  1. Построение диагностических заданий с учетом закономерности развития детской речи в норме (по материалам исследований Жуковой Н.С.), с учетом ведущего вида деятельности.

  2. Принцип от простого к сложному ( начинать обследование с более простого задания и в случае необходимости упрощать его до тех пор, пока ребенок не будет справляться с новой формой деятельности).

  3. Диагностика не проводится на основе обследования, проведенного с помощью одного какого-либо приема, метода, или одного вида деятельности, а только на основе комплексного обследования.

  4. Подбор специальных методик диагностики для выявления зон актуального и ближайшего развития ребенка (концепция «зона ближайшего развития» Л. С. Выготского).

  5. Используется совокупность приемов и методов всех данных о ходе развития ребенка, с обязательными дополнительными упражнениями, позволяющими довести до ребенка поставленную перед ним задачу.

  6. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода в исследовании.

  7. Принцип системного анализа речевых нарушений.

Следуя всем этим принципам, мною была составлена первая речевая карта, рассчитанная на детей среднего дошкольного возраста (карта № 3). Карту я разбила на несколько разделов и подразделов:

  • Общие сведения о ребенке.

  • Анамнез.

  • Состояние психических процессов.

  • Восприятие

  • Мышление

  • Продуктивные виды деятельности.

  • Состояние речевой деятельности.

  • Лексический строй.

  • Грамматический строй.

  • Фонетико-фонематическая сторона речи.

  • Связная речь.

  • Состояние общей и мелкой моторики.

  • Особенности эмоционально-волевой сферы.

  • Логопедическое заключение.

  • Индивидуальный перспективный план коррекционной работы.

(При создании речевой карты для учащихся начальной школы, в раздел « Состояние речевой деятельности » добавился подраздел «Письменная речь»).

Дальнейшим шагом в работе был подбор диагностических методик и заданий, которые отвечали бы основным целям и задачам, а так же положенным в основу речевых карт организационным принципам (более подробно на методах и приемах обследования я остановлюсь позже, при описании системы обследования всех возрастных групп).

Проведя полное комплексное обследование детей речевой группы и, проанализировав результаты, я отметила, что по – сравнению с первым обследованием складывалась довольно полная картина речевого и психического развития детей.

Всего в группе 12 детей; из них: 3 девочки, 9 мальчиков.

Из них:

С ОНР I уровня- 4 ребенка.

С ОНР II уровня – 3 ребенка.

С ОНР III уровня, с дизартрией – 1 ребенок.

С ОНР II уровня со стертой дизартрией 4 ребенка.
Из них:

С ДЦП-3 ребенка.

С аффективно – респираторными приступами – 1 ребенок.

С синдромом пирамидальной недостаточности –1 ребенок.

С синдромом психомоторной расторможенности- 3 ребенка.

С простым нарушением активности и внимания – 3 ребенка.

С резедуальным органическим поражением ц.н.с. – 4 ребенка.

С хроническим остеомиелитом (3 операции) –1 ребенок.

С эписиндромом – 2 ребенка.

Из них:

Детей с повышенной агрессивностью, конфликтностью –2

Детей из семей риска- 3.

Из них:

С ведущей правой рукой- 8

С ведущей левой рукой-4.

После того, как мною был сделан анализ психических и речевых нарушений, а так же особенностей социального положения детей, мне стало гораздо проще спланировать индивидуальную коррекционную работу, а так же разделить детей с учетом их развития, особенностей состояния эмоционально-волевой сферы на подгруппы. Я решила продолжить работу в этом направлении и систематизировать речевые карты на последующие года обучения. Так появилась единая система речевых карт. В процессе работы над каждой следующей картой я старалась усовершенствовать и некоторые разделы уже готовых речевых карт. Так, например, я более подробно составила подразделы «Состояние артикуляционного аппарата», «Состояние общей и мелкой моторики», а так же «Состояние эмоционально-волевой сферы», что облегчило не только процесс обследования, но и облегчило систему записи полученных при обследовании результатов.

Более подробно остановлюсь на описании самих речевых карт. Всего их 6. Карта № 1 рассчитана на детей раннего возраста (2-3 года), карта № 6 для выявления речевых нарушений у учащихся 1-3 классов. Между всеми картами существует тесная взаимосвязь, задания постепенно усложняются (соответственно возрастным нормативам) и дополняют друг друга. Например: в разделе по обследованию состояния познавательной деятельности в карте № 1 дети собирают пирамидку из 3 колец, в карте № 2 из 4 колец, а в карте № 3 из 5 колец.

Строение речевых карт так же имеет единую форму. Все они разбиты на разделы. В зависимости от того, на какой возраст рассчитана речевая карта, количество разделов увеличивается.

I раздел – «Общие сведения о ребенке» единый для всех карт. В нем заполняются данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения и поступления в детский центр, сведения о родителях, а так же заключение специалистов (психиатра, невропатолога, отоларинголога, логопеда) и заключение медико – психолого - педагогической комиссии. Здесь же отмечаются жалобы родителей. Данный раздел дает общее представление о ребенке.

II раздел – «Анамнез». По содержанию он так же одинаковый для всех карт и предназначен для того, чтобы выявить и установить возможные причины стойкой речевой и психологической патологии. В этом разделе заполняются анамнестические сведения, то - есть то, как развивался ребенок. Со слов родителей выясняется: были ли осложнения в течение беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы,, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств). Выясняется - как протекали роды (стремительные или затяжные, осложнения акушерского вмешательства – щипцы, кесарево сечение, и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксия плода). Постнатальные (послеродовые) факторы в период до 2х лет (менингиты, менингоэнцефалиты и другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка). Необходимо узнать - не было ли длительных психотравмирующих ситуаций, психических травм, не присутствует ли в семье двуязычие. Собираются все возможные сведения о моторном развитии ребенка: в срок ли он начал сидеть, ползать, ходить, а так же ранний речевой анамнез: когда начались гуление, лепет. Важно выяснить в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи. В беседе с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи. Заполняя этот раздел и беседуя с родителями, налаживается контакт, и именно с этого момента начинается работа не только с ребенком, но и сего семьей.

III раздел –«Состояние познавательной деятельности».

Обследуя состояние познавательной деятельности, проверяются не столько знания ребенка, сколько выявляются его умственные способности. Применяются такие задания, которые помогли бы выявить наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракцию. Устанавливается - умеет ли ребенок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, найти сходство или различие, обобщить окружающие предметы по какому – либо признаку. В картах, рассчитанных на разный возраст, задания или усложняются, в чем проявляется преемственность между картами, или же берутся совершенно новые задания. Например: в карте № 2 (обследование детей второй младшей группы) одно из заданий – выложить в прорези фигуры на доске Сегена (из 6-ти форм), в карте же для следующей возрастной группы задание усложняется и ребенку предлагается собрать фигуры в коробку форм. Еще одно из заданий - собрать разрезную картинку. Такое задание применяется в картах №№ 1, 2, 3, 4, но количество частей меняется соответственно от двух до пяти. Кроме этого в данном разделе применяются такие задания, как «разбери и собери матрешку» – в картах №№ 1, 2, в карте № 3 это задание усложняется, и ребенок должен выполнить включение матрешки в ряд.

Немаловажно то, что в обследовании применяется несколько заданий одного типа, и я легко могу проследить, как использует ребенок, полученный в предыдущих заданиях опыт. Такой подбор диагностических методик позволяет оценивать ребенка более объективно. Немаловажно то, что большинство из заданий данного раздела направлено не только на выявление актуального уровня развития, но и потенциального, связанного с зоной ближайшего развития (концепция Л.С. Выготского). Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития является не только важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально – диагностическое значение с точки зрения различения детей с нормальным интеллектом, задержкой психического развития и умственно – отсталых.

Одной из показательных диагностических методик при обследовании состояния познавательной деятельности, определения перспектив развития ребенка под воздействием обучения является задание на группировку предметов по форме, цвету, величине. Она используется в картах №№ 3, 4, 5, 6 постепенно усложняясь. Для детей среднего дошкольного возраста дается задание на группировку фигур по цвету и форме (материалом для обследования служат квадраты и круги двух цветов). Для детей старшего дошкольного возраста добавляются фигуры желтого цвета. При обследовании детей подготовительной к школе группы и младших школьников дается полный набор карточек. Данная методика разработана Б.В. Зейгарник, А.Я. Ивановой – известными специалистами-психологами. Материалом для обследования служит набор карточек с изображением 24 геометрических фигур, различающихся цветом, формой, величиной. Карточки дублируются на отдельной таблице, которая используется для изучения ориентировочной деятельности. Фигуры наклеены в беспорядке на большом листе. Первый этап эксперимента ориентировочный. Ребенку показывают карточки с основного набора и просят разложить их на группы - подходящие с подходящими. Затем, в течение 30 секунд показывают доску, где нарисованы или наклеены все фигуры и просят ребенка подумать - как раскладывать карточки. После этого ребенку дают карточки в перетасованном виде, ещё раз напоминая задание. Если ребенок не приступает к выполнению или действует хаотично, ему организуется помощь в виде первого обучающего урока.
















24

карточки






Обучающий урок: выбираются 2 карточки, различающиеся только одним признаком. Например: и . У ребенка спрашивают, чем отличаются эти карточки? Если он молчит, то педагог дает ответ сам: « Они отличаются цветом – один зеленый, другой красный».

Далее ребенку дается еще 30 секунд. Если и после этого он не приступил к выполнению задания или делает его неверно дается следующий обучающий урок. По окончании раскладки педагог спрашивает у ребенка: « Расскажи, почему ты положил эти фигуры вместе?» После этого экспериментатор перемешивает карточки и просит ребенка ещё раз разложить карточки по группам, но по-другому. Эксперимент проводится до конца, пока ребенок не сгруппирует карточки по всем трем признакам –цвету, форме и величине. Педагог фиксирует, – сколько было дано обучающих уроков, как ребенок ориентируется и принимает помощь педагога, планирует ли предстоящую деятельность, называет ли признаки раскладки фигур. На основе всех этих данных выставляется уровень выполнения задания – норма, средний или низкий. Если ребенок активно ориентируется, изучает таблицу, планирует свою деятельность, правильно группирует карточки, то уровень выполнения – норма. Если ребенок плохо ориентируется, ему требуется не менее 3х обучающих уроков, при раскладывании использует одновременно несколько признаков раскладки (например: красные маленькие квадраты, красные большие квадраты), то уровень выполнения задания оценивается как средний. Если же ребенку требуется 7 и более обучающих уроков для осознания принципа раскладки, то это низкий уровень.

На данном примере видно насколько важно проводить обследование состояния познавательной деятельности детей. Никакой другой раздел не даст нам полной картины о состоянии интеллекта ребенка, что позволит своевременно обнаружить отклонения и определить пути коррекционной работы с ребенком в этом направлении.

Следующий раздел речевых карт самый большой и объемный –

IV. « Состояние речевой деятельности», Он в свою очередь делится на несколько подразделов: 1. Фонетико-фонематическая сторона речи - в данном подразделе обследуется состояние звуковой стороны речи, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слов. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Нам известно, что у детей с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, в том числе и фонетико – фонематическая. Своевременная коррекция этого недостатка необходима для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Для того чтобы работа по преодолению нарушений фонетико – фонематической стороны речи велась более эффективно, необходимо определить характер дефекта:

  • Сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции.

  • Выделить смешиваемые звуки.

  • Вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции.

  • Выявить - соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции

  • Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых.

  • В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях; при восприятии слов – паронимов).

  • Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников). Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия.

Обследуя состояние фонематического восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста, я использую такие задания, как « Покажи, кто как кричит?», понимание и различение слов-паронимов (мышка-мишка; коса- коза и др.). Постепенно задания усложняются: « Подними руку, если услышишь звук (а, у, и). У детей пяти лет и выше обследую умение выделять звук из слова в разных позициях; умение отбирать картинки с заданным звуком. Кроме этого проверяю - может ли ребенок распределить слова на 2 группы, если в словах встречаются близкие по артикуляции и акустическим признакам звуки (например: з-с). Обязательным заданием является подбор картинок на любой дефектный звук и повторение слоговых цепочек, состоящих из оппозиционных слогов: па –ба –па; дя –да –дя и др.

При обследовании состояния артикуляционного аппарата я, в обязательном порядке, фиксирую все особенности строения губ, неба, зубов, языка, подъязычной связки. Особенно важно отметить качество и объем движений языка: замену одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание на одном движении», инертность движения, напряженность языка, тремор, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую.

Начиная со среднего дошкольного возраста, в подразделе « Фонетико-фонематическая сторона речи » обследуется звукопроизношение и слоговая структура слова. Проверяется произношение всех звуков: изолированно, затем в слогах, в разных позициях слова (например: С: сад, коляска, глобус), далее обследуется как ребенок произносит проверяемый звук в предложении и в связной речи. После выявления неправильно произносимых звуков, я проверяю, как ребенок дифференцирует на слух оппозиционные (близкие по артикуляции и акустическим признакам) звуки (б – п; д – дь). Обследование произношения ведется в отраженной и самостоятельной речи ребенка. Такая глубокая и тщательная проверка помогает иногда выявить скрытые нарушения звуков. По ходу обследования заполняется протокол, где логопед отмечает характер нарушения звуков – искажение, замена, смешение.

У детей с общим недоразвитием речи неправильное произношение слов не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Сначала я предлагаю ребенку для называния предметные картинки, затем называю слова для отраженного произношения. Результаты обоих видов работ сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Важно отметить произношение, каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких нет. Для обследования предлагаются слова различной слоговой структуры от самой простой до самой сложной. Например:

  • Односложные слова с закрытым слогом: мак, дом, лук кот;

  • Двусложные слова из 2х прямых открытых слогов: рука, роза, лапа;

  • Двусложные слова с одним закрытым слогом: сахар, диван, забор;

  • Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: кукла, марка, утка;

  • Односложные слова со стечением согласных со стечением согласных в середине слова: стол, стул, шкаф;

  • Односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр;

  • Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, книга;

  • Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: клумба, клубника;

  • Двусложные слова со стечением согласных в конце слова: корабль, бинокль;

  • Трехсложные слова из 3х открытых слогов: панама, малина;

  • Трехсложные слова с последним закрытым слогом: кошелек, телефон;

  • Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, тракторист;

  • четырехсложные слова с открытыми слогами: паутина, черепаха;

  • многосложные слова из сходных звуков: корзина, картина.

Кроме набора слов ребенку предлагается повторить за взрослым предложения типа:

  • Водопроводчик чинит водопровод.

  • Милиционер стоит на перекрестке.

  • Дети слепили снежного снеговика.

После проведения обследования, отмечаю характер искажения слоговой структуры: сокращение слогов (молоток-моток), упрощение слогов, упускание слогов (стул - туль), уподобление слогов (табуретка - татуетка), добавление звуков, слогов (комната - комонамата), перестановка слогов и звуков ((дерево - деверо).

Следующий подраздел, который имеет немаловажное значение, при выявлении детей с речевыми нарушениями это-

2.« Лексический строй речи ».

Наблюдение за свободной речью детей нередко позволяет судить об уровне их словарного запаса. Но для получения более точных результатов следует специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный.

В ходе обследования лексического состава речи решаются следующие задачи:

  • Определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

  • Выявить уровень предпосылок к развитию речи;

  • Выявить уровень владения значением лексических единиц;

  • Выяснить характер лексических ошибок;

  • Наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Начиная обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста, прежде всего, я стараюсь выявить у ребенка уровень предпосылок к развитию речи, (карты№ № 1, 2). В этом подразделе обследуется, прежде всего, речевая инициатива малыша, желание говорить, вступать в контакт. В карте № 1, проверяется понимание речи. Известно, что понимание речи ребенком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней. Для начала я прошу ребенка выполнить простые инструкции:

  • Найди мяч.

  • Мяч дай мне.

  • Покачай куклу.

  • Покатай мишку.

  • Принеси книжку.

В карте № 2 (2-я младшая гр.) инструкции усложняются:

  • Мяч дай мне, а куклу возьми себе.

  • Покачай куклу, покатай мишку.

Далее проверяется – узнает ли ребенок предметы по назначению (по картинкам):

  • Что кукла наденет на голову, когда пойдет гулять?

  • Куда положишь куклу спать?

  • Чем кукла будет есть суп?

В карте № 2:

  • Чем будешь резать бумагу?

  • Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь.

Кроме этого у детей младшего дошкольного возраста (карта №2) проверяется выполнение инструкций на понимание предлогов и существительных единственного и множественного числа.

При обследовании активного словаря ставится вопрос: « Что это? », пассивного - задание « Покажи, где…». Например, обследуя малышей, я предъявляю набор игрушек: куклу, мяч, машину и др. Если ребенок не отвечает на вопрос « Что это?», то ему тут же дается инструкция: «Покажи где кукла, мишка». Каждый ответ или реакция ребенка обязательно фиксируется логопедом. Так как ведущая деятельность детей этой возрастной группы предметная, одной из особенностей проведения обследования является то, что необходимо демонстрировать ребенку практические действия с предметами и игрушками. Например, для того, чтобы определить качественный и количественный состав глагольного словаря я создаю игровые ситуации: кукла кормит мишку; мишка катает машину. После каждой манипуляции с игрушками спрашиваю: « Что делает кукла?», « Что делает мишка?». Если ребенок не дает ответа, прошу показать - как кукла кормит мишку, как мишка катает машину. Конечно же, немаловажно, чтобы обследование малышей проводилось только в том случае, когда между педагогом и ребенком существует полный контакт. Если же у ребенка остается хотя бы малейшее негативное отношение к исследователю, то объективной картины состояния речевой деятельности педагог может и не получить.

Одним из ведущих методов обследования лексического состава речи, особенно на начальном этапе, является беседа с ребенком. Вопросы для беседы подбираются с учетом возраста. Прежде - всего, они должны быть направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке, его семье, товарищах, игрушках и т.д.).

В данном подразделе проверяется состояние предметного, качественного и глагольного словаря. Обследуя предметный словарь детей среднего и старшего дошкольного возраста, ребенку предъявляются картинки с часто встречающимися словами (яблоко, кот, конфета и т.д.) и встречающихся в жизни ребенка довольно редко (корабль, халат, черепаха, аквариум и т.д.). Кроме этого проверяется знание частей предметов (у чайника – дно, носик, крышка, ручка).

Важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить их самостоятельное употребление в речи. Для этого ребенку предлагаются такие игры: «Скажи наоборот» (слова – антонимы). Я бросаю ребенку мяч и называю признак предмета, например: «Высокий дом». А ребенок, возвращая мяч должен назвать противоположный признак: «Низкий дом». При обследовании знания обобщенных понятий, проводится игра "Четвертый лишний". Я раскладываю перед ребенком ряд картинок одной темы, среди которых есть одна лишняя (чайник, кастрюля, стул, нож) и прошу ребенка определить какая картинка лишняя. Обследуя качественный словарь, использую игра " Чудесный мешочек " ( относительные прилагательные ). В этой игре прошу ребенка достать игрушку и определить, из какого материала она сделана, после этого задаю вопрос: «Лиса сделана из резины, значит она какая? "- "Резиновая". Эти и другие игры, делают обследование более интересным и насыщенным, ребенок легко вступает в контакт, повышается мотивация, а значит и качество ответов будет выше.

Обследованию лексического строя речи в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание – у ребенка остается всего год до прихода в 1 класс и задача логопеда выявить даже минимальные проявления общего недоразвития речи. Именно поэтому необходимо обследовать все лексические единицы: обобщающие понятия (растения, обувь, мебель, транспорт, школьные принадлежности), слова-синонимы (печальный - грустный, пламя – огонь, и т.д.), слова –антонимы(густой лес – редкий лес, друг- враг и. т.д.), притяжательные прилагательные ( у волка хвост волчий, у сосны иголки – сосновые и т.д.), качественные наречия ( Как ползает черепаха? –Медленно. Как светит солнце? – Ярко. И т. д); глагольный словарь (Что делает солнце? – Светит. Что делает артист? – Выступает, танцует и т.д.), слова –действия, близкие по значению (шьет – вышивает, вяжет; купается- моется, ныряет и т.д.).

Диагностические задания, по–сравнению с обследованием детей предыдущих возрастных групп, усложняются. Современная школа с каждым годом предъявляет к учащимся все более высокие требования. И, чтобы ребенок, придя в школу, чувствовал себя комфортно, уверенно, не испытывал трудностей в обучении, задача логопеда вовремя увидеть и скорректировать остаточные проявления общего недоразвития речи.

Одним из характерных проявлений общего недоразвития речи является нарушение грамматического строя.

3. Грамматический строй речи.

Выявление того, как ребенок оперирует сложными системами грамматических высказываний, представляет существенное звено в анализе патологии речевой деятельности и должно занимать одно из центральных мест в процессе обследования.

При специальном обследовании грамматического строя речи необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи;

  • Выявить уровень понимания грамматических единиц и конструкций;

  • Определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

  • Выяснить характер грамматических ошибок;

  • Наметить пути формирования грамматического строя устной и письменной речи.

Обследование грамматического строя проводится на трех уровнях: синтаксическом, словообразовательном и словоизменения. В процессе тестирования детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи – задания на их понимание. Использование однотипного грамматического материала, позволяет мне выявить при обследовании обучаемость ребенка языковым явлениям, т.е. наличие у него так называемого « чувства языка », что служит дополнительным параметром при диагностике пограничных нарушений.

Начиная обследование грамматического строя речи детей, я, прежде всего, опираюсь на «схему системного развития нормальной детской речи» (составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961). В возрасте, когда процесс развития речи еще не завершен (до 5 лет), необходимо разграничивать - что уже сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких грамматических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время.

В зависимости от возраста детям предлагаются задания, которые постепенно усложняются. В карте, составленной для детей младшего дошкольного возраста, я проверяю понимание грамматических форм слова, а именно:

  • Выполнение инструкций на понимание предлогов (Положи кубик в (на, под, за) коробку).

  • Различение грамматических форм единственного и множественного числа существительных (Покажи - где гриб, а где грибы; где шар, а где шары и т.д.)

  • Составление предложений по сюжетным картинкам. (Мама купает малыша. Мальчик играет в мяч., и др.). В речевой карте фиксирую, какие предложения использует ребенок, какие части речи при этом употребляет и каково их грамматическое оформление.

У детей среднего дошкольного возраста образование множественного числа существительных в И.п. проверяется уже в активной речи. Я выкладываю перед ребенком картинки и спрашиваю: « Кто это? – белка (белки), кукла (куклы) и т.д.» При обследовании детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы задание усложняется тем, что проверяется образование форм существительного не только в И.п., но и в Р.п. (стул – стулья – стульев, ухо – уши – ушей и.т.д.)

Кроме этого в данном подразделе обследуется употребление и понимание значения уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблоко – яблочко, гриб – грибочек и др.)

Обязательным заданием для обследования детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы и младших школьников является выявление понимания и употребления ребенком предлогов. При этом должна быть исключена подсказывающая ситуация. Перед ребенком на стол я ставлю две коробки с крышками. На глазах у ребенка, в одну из коробок кладу плоский кружок из картона. Другой такой же кружок кладу под вторую коробку. После этого предлагаю ребенку взять или достать предмет:

  • Возьми кружок из коробки.

  • Возьми кружок из-под коробки.

Если ребенок выполнил задание правильно, спрашиваю: «Откуда ты вытащил кружок?», проверяя - есть ли предлог и в активной речи ребенка.

Для обследования состояния грамматического строя речи у детей подготовительной группы и школьников начальных классов применяются более сложные задания:

  • Составление предложения по опорным словам (и, живут, лесу, звери, разные).

  • Составление сложносочиненных предложений с опорой на картинки. (Наступила осень. – Птицы улетели.). В этом задании ребенок с помощью союзов: а, и, но, да ребенок должен составить сложносочиненное предложение.

  • Согласование имен существительных с числительными (3 гуся, 5 гусей и т.д.)

  • Понимание сложных грамматических структур (Собака схватила медведя, который схватил зайца.)

  • Понимание значения префиксальных изменений глагольных форм и употребление их в активной речи ( Какая дверь открыта, а какая закрыта? Где самолет улетел, а где прилетел?)

4. «Связная речь» - следующий подраздел в обследовании состояния речевой деятельности. При нормальном развитии у детей пяти – шестилетнего возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня. В общении с взрослыми и сверстниками их отличает умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их задавать. Дети справляются с составлением простейших рассказов, правильно грамматически и фонетически строят фразы, композиционно оформляют их содержание. При построении пересказа достаточно полно передают содержание, применяя авторские выразительные средства высказывания, правильно формулирует главную мысль. С опорой на эти нормативные сведения о состоянии связной речи ребенка проводится обследование этого вида речевой деятельности.

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картине, по серии картин, пересказ.

Составлению рассказа по сюжетной картинке и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Когда ребенок составляет рассказ по серии картин, то ведется наблюдение за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста, сказки, после чтения и разбора содержания по вопросам.

Обследование и оценка состояния связной речи начинается со второй младшей группы, где детям уже исполнилось 3 года. При оценке связной речи следует иметь в виду, что в норме к 3 годам дети овладевают простыми распространенными предложениями. На пятом году жизни количество сложных предложения, встречающихся в детской речи уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

В системе речевых карт, которые используются для диагностики речевых нарушений детей д/центра при обследовании состояния связной речи применяются ряд заданий, повторяющихся в течение нескольких учебных лет. Это такие задания как, составление рассказа по сюжетной картине и серии картин.

Например: дети составляют рассказ по сюжетной картине «Дождик» и во 2-й младшей группе и в старшей группе. Благодаря этому я наблюдаю за развитием связной речи ребенка и легко отслеживаю динамику. Вот пример рассказа Кости Р.(ОНР I уровня) во 2-й младшей и в старшей группах (ОНР III уровня):

  • Ма, ига, ака, мать, ку. ( Мальчик, играют, собака, мяч, кукла)

  • Мальчик и девочка побежали. Они дождик испугались. И собака тоже испугалась. Она лает. А другой мальчик их кричит: «Идите сюда!» Мальчик под листиком спрятался, потому что его дождик не замочил. Девочка с куклом бежит, а мальчик с мячиком.

У детей подготовительной группы и у младших школьников обследуется умение пересказывать небольшой рассказ или отрывок из сказки. При оценке пересказа я учитываю, правильно ли ребенок формулирует основную мысль, насколько последовательно и точно строит пересказ, сопоставляет ли его со структурой текста. Обращаю внимание на правильное грамматическое строение предложений и на потребность ребенка в помощи педагога.

Заключительный подраздел в большом разделе « Состояние речевой деятельности» это обследование состояния письменной речи.

5. «Состояние письменной речи».

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия). Обычно поводом для обращения к логопеду является рекомендация учителя или инициатива родителей. В нашем центре, дети, как правило, поступают в первый класс после посещения нашего же центра весь дошкольный период. Большинство детей – школьников занимались у логопеда в течение двух, трех, а иногда и четырех лет. Логопед, занимающийся с ними в течение всего периода посещения дошкольных групп, продолжает вести постоянное наблюдение, а по мере необходимости и коррекционную работу с 1 по 4 класс. Это обусловлено тем, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, как правило, остаются остаточные проявления данного нарушения. Задача логопеда не упустить ни одного проявления ОНР и, конечно главенствующую роль в это играет диагностика.

В связи с этим задачами в диагностике речевых нарушений у школьников начальных классов являются:

  • Уточнение характера трудностей и степени отставания в овладении навыком письма или (и) чтения.

  • Диагностика состояния интеллекта.

  • Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.

Выше я уже частично описывала методики исследования состояния интеллекта, а также устной речи, речевых навыков, основных языковых средств у младших школьников. Поэтому подробно остановлюсь на заданиях, которые направлены на проверку навыков письма и чтения.
  1   2