Главная страница

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников мастер класс для воспитателей детского сада «аленушка»


Скачать 38.21 Kb.
Название Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников мастер класс для воспитателей детского сада «аленушка»
Дата 14.02.2016
Размер 38.21 Kb.
Тип Документы

Синквейн в коррекционной работе

по развитию речи дошкольников

мастер - класс для воспитателей

детского сада «АЛЕНУШКА»

подготовила учитель-логопед З.Н. Лупонос.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Что же дает синквейн?

  • Активизация познавательной деятельности дошкольников

  • Эффективный метод развития активного лексического словаря ребенка

  • формирование основных понятий: слово, признак предмета, действие предмета, предложение.

Правила составления синквейна

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

       вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

      четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов. Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

        предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос; добиваемся от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);

    взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети  называет предмет: это огурец;

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают  свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.

Лексические темы служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Правила и свободные темы по желанию или замыслу ребенка.

Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Синквейны детей подготовительной логопедической группы «Капельки»

Пассажир

Добрый, послушный.

Смотрит, сидит, ждет.

Едет в автобусе.

Школа. (Лина Щербаченко)

Тротуар.

Черный, ровный.

Лежит, разделяет, ведет.

По тротуару ходят люди.

Пешеход. (Катя Бычихина)

Водитель

Добрый, опытный.

Рулит, везет, тормозит.

Водитель ездит по маршруту.

Школа. (Гоша Запорожцев).


Кто? Что? (существительное)

Одно слово




Какой? Какое? Какая? (Прилагательные)

Два слова




Что делает?

(Глаголы)

Три слова




Предложение из нескольких (4-5) слов, показывающая отношение к теме




ассоциации (что ты представляешь, когда слышишь это слово).