Главная страница

Шульга Е. Ю., зам директора по методической работе мбоу дод «цдод»


Скачать 78.07 Kb.
Название Шульга Е. Ю., зам директора по методической работе мбоу дод «цдод»
Дата 03.03.2016
Размер 78.07 Kb.
Тип Документы

Шульга Е.Ю., зам директора

по методической работе МБОУ ДОД «ЦДОД»

г.Мариинска Кемеровской области

Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.

Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Реализуя это направление, учреждения дополнительного образования готовят серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Они привлекают внимание обучающихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда.

Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Исследования показывают, что реальный выбор профессионального пути даже у школьников из таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург не так уж велик и основан на несущественных сведениях. Одна выпускница гимназии даже после прохождения подготовительных курсов в университет на экономический факультет очень приблизительно представляла себе содержание будущей профессии. Для нее решающим фактором был пример мамы, финансового аналитика, а именно – маминой заработной платы. Общительная, с трудом осваивающая математические дисциплины и не терпящая интровертированной (связанной с анализом, размышлением) работы девушка с ужасом восприняла известие о том, что в будущем ей придется большую часть времени работать с документами, расчетами, электронными таблицами. И даже если она изберет профессию брокера или специалиста по инвестициям, ей не «уйти» от постоянных расчетов и анализа. Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой профессии, позволит обучающимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.

Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах: самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В развитии данного направления учреждениям дополнительного образования было бы полезно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если школьник в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.

Если позволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Сразу же скажем, что эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть обучающихся старших классов, – не говоря уж о более младших школьниках – психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.

Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать. Учреждения дополнительного образованяи, осуществляющие консультацию по профессиональному выбору, воспринимают саму ситуацию как точку экзистенциального выбора, как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле. Поэтому он призван учитывать личность школьника во всей ее целостности. В школьной практике консультация по профессиональной ориентации подразумевает непременно наличие запроса школьника или его родителей и осуществляется усилиями педагога-психолога или сотрудника центра профориентации. Учреждение дополнительного образования, в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающее (или формирующее). В русле этого направления школьник воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения: анализировать мир профессий; анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации. То есть, на специально организованных занятиях педагог дополнительного образования обучает школьников компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления педагог дополнительного образования может проводить специальные личностно ориентированные занятия, как с классом, так и с кружком, направленные на активизацию личности школьника в области профессионального самоопределения, а также строить традиционную библиотечную работу с учетом знаний о психологических особенностях обучающихся, полученных в этом курсе.

Основными направлениями в деятельности учреждений дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников являются: знакомство с содержанием и перспективами рынка профессий; формами и условиями их освоения, требованиями предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста; распространение профессиографических материалов; информирование школьников о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах; ознакомление школьников с современными видами производства; проводят работу по профессиональной ориентации обучающихся, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе их трудового обучения; осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации школьников.

Таким образом, профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Цель первого – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Второе реализуется как самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии и оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
Список литературы
1. Белова, Т. В. Справочник начинающего профконсультанта [Текст]: справочное пособие/ Белова, Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. – М.: Нива России, 2008.- 183 с.

2. Бендюков, М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. [Текст]/ М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.- 240 с.

3. Ботякова, Л.В Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации [Текст]: Книга для учителя” / Ботякова Л.В., Голомшток А.Е. , Гриншпун С.С.- М.: Просвещение, 2006.- 410 с.

4. Гусев, Н. Г.Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения [Текст]/ Гусев Н. Г., Калашников Н.П., Качанов А. В. – М.: Высшая школа, 2002.- 128 с.

5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст]: учебное пособие для студентов/ Захаров Н.Н. – М.: Просвещение, 2008.- 272 с.

6. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. [Текст]: книга для учащихся старших классов средней школы/ Климов Е.А. -М.: «Просвещение», 2000.- 199 с.

7. Мартынова ,С.С. Профессиональная ориентация школьников [Текст]: методические рекомендации / Мартынова С.С.- Омск: Омский пед. ин-т, 2006.- 196 с.

8. Поляков, В. А. Профессиональное самоопределение молодежи [Текст]/ Поляков В. А., Чистякова С. Н.// Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 34-52.

9. Поляков, В. А. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения [Текст]/ Поляков В. А. -М.: Просвещение, 2002.- 160 с.

10. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: методическое пособие/ Пряжников Н.С- Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002.- 400 с.

11. Пряжников, Н. С. Карточные профконсультационные методики [Текст] : учебное пособие / Пряжников Н. С. - М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.- 328 с.

12. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация молодежи [Текст]/ Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. – М.: Высшая школа, 2003.- 272 с.

13. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов”/ СазоновА.Д.- М.: Просвещение, 2005.-334 с.

14. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Сластенин / В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

15. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст]/ Чернявская А. П. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 96 с.

16. Чистякова С.Н. Школа и выбор профессии [Текст]/ Чистякова С.Н.,. Поляков В.А, Аганова Г.Г. - М.: Педагогика, 2007.- 114 с.