Главная страница

Широкая масленица


Скачать 58.86 Kb.
Название Широкая масленица
Дата 17.02.2016
Размер 58.86 Kb.
Тип Документы

Широкая МАСЛЕНИЦА

Цель:- повышение интереса к традициям русского народа.

Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к обрядовым русским праздникам и традициям своего народа.

- способствовать созданию условий для доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Развивающие задачи: - способствовать развитию психических процессов: внимания, воображения.

-побуждать детей к самостоятельной изобразительной творческой деятельности.

Образовательные задачи: - актуализировать знания детей о зиме, зимних месяцах и праздниках.

- способствовать формированию представлений о Масленице, как об одном из русских народных праздниках.

- создать условия для развития речевой активности детей, упражнять в словообразовании и словоизменении.

-вызвать у детей желание создать образ праздничного блина по мотивам декоративно –прикладного искусства.

Материал:

  1. Выставка детских рисунков.

  2. Музыкальный ряд- звуки зимы.

  3. Поэтический ряд- стихи, заклички

  4. Иллюстрации «Широкая Масленица»

  5. Художественные материалы: гуашь, кисти.

  6. Угощение –блины.

Предварительная работа: Беседа о зиме и зимних праздниках, чтение стихов и пословиц, загадывание загадок, наблюдение за погодой на прогулках, прослушивание музыки, рассматривание образцов узора.

Ход НОД.

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку в волшебную страну (Звучит музыка)

- Какое время года напоминает эта музыка (зиму)

-Вам нравится зима? Какая она? (снежную, холодную, суровую, студеную, ветреную, морозную)

-У зимы три месяца. Назовите их.

Дети. Это декабрь, январь, февраль.

-Какой первый месяц?

-Говорят, что декабрь – зиме начало.

-А вот и первая волшебная остановка –декабрь .Посмотрите, как дети отразили декабрь в своих рисунках.

Декабрь

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

-Каждый зимний месяц радует нас праздниками.

-Какой праздник в декабре?( В декабре Новый год. )

-_Чем запомнился этот праздник?

(Елка, исполнение желаний, подарки, встреча с Дедом Морозом, самый веселый и яркий праздник. )

-Какой второй месяц зимы? (январь)

-Я приглашаю вас пройти к январю.

Январь

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе,

Много снегу во дворе.

-Январь- это снег, холод, стужа.

-А кто знает какой праздник мы отмечаем в январе?

-Кроме Нового года народ отмечает Рождество Христово.

- В январе, когда рождественские каникулы, дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой? (дети называют зимние забавы)

- Давайте мы тоже поиграем

«Зимние забавы»

(Дети встают в круг)

Мы бежим с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет.

(Дети изображают ходьбу на лыжах)

А потом на коньках. (изображают бег на коньках

А потом снежки лепили, а потом снежки катили (лепят снег)

И домой мы побежали (бегут по кругу)

-Какой месяц заканчивает зиму?( февраль.)

-Февраль приглашает к себе в гости.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

Легкая поземка.

-Какой праздник отмечают в феврале смелые, мужественные, отважные люди? (День защитника Отечества).

-Что делают защитники Отечества в мирное время?

В феврале есть еще один праздник, хотите про него узнать? Присаживайтесь за столы.

- в феврале зима с весной встречаются.

- Какие приметы весны заметны уже сейчас? (дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким.(картинка).)

Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица, который отмечают на этой неделе. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица, Маслена, Авдотья Изотьевна…(картинка) Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях.

Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы, приговаривали: "Душа ли ты, моя Масленица! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться. »А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!"(картинка)

-Давайте и мы с вами поиграем в игру *Гори, Солнце, ярче*.

Ход игры.
В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори ,солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг.

-про масленицу говорили, что она в «блинах валялась, в масле купалась». Действительно, главным украшением праздничного стола были круглые, румяные, вкусные, горячие блины.

-На тарелке он один – называем просто…. (блин).

-Когда много напекли- назовем мы их…..(блины)

-Испекли для дочек – назовем…..(блиночек)

-Будет кушать их сынок –назовем тогда…(блинок)

-А огромный, как домище – назовем его….(блинище).

- На что похожи блины? (на солнышко).

-Почему вы так думаете?(желтые, круглые, румяные)

-При помощи красок я сегодня «напекла» блинов.

-Какие краски я для этого использовала?(желтые, теплые, солнечные)

-Блины получились яркие, румяные. Чтобы они были еще нарядней, предлагаю украсить наши блины узором. Каждый узор состоит из элементов.

-какие элементы используют для создания геометрического узора?(круг, квадрат, точка, линия).

-прежде чем украшать блины, надо подумать как расположить элементы узора.

-Какой формы блин?(круглый)

- Где мы располагаем узор в круге? (в центре, по краям)

-Середина круга заполняется крупным узором, а по краям элементы узора чередуются, располагаются ритмично.

-Что же такое ритм (элементы повторяются).

Предлагаю игру детям на создание ритмичного узора.

Предлагаю украсить блин узором, соблюдая правила композиции, чередования. Педагог следит за техникой рисования, при необходимости осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.

В конце занятия работы вывешиваются на доску.

-Посмотрите, какие яркие, нарядные, узорчатые получились блины. Мы украсили ими группу.

-В любой волшебной стране происходят чудеса. Раз, два, три масленица блины выноси.

…..как на масленой неделе

Из печи блины летели

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи.

Масленица, угощай

Нам блиночков подавай

С пылу, с жару – разбирайте,

Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих блиночков попробовать.

Интегрированная НОД

в старшей группе компенсирующей направленности.

«Зимние праздники»

Воспитатели: Лобанова Л.А.

Тишковская С.Г.

20.02.2015г.