Главная страница

Семинар «ролевые позиции в педагогическом общении» 23 Семинар «Структура педагогического общения»


Скачать 1.27 Mb.
Название Семинар «ролевые позиции в педагогическом общении» 23 Семинар «Структура педагогического общения»
страница 1/16
Дата 10.02.2016
Размер 1.27 Mb.
Тип Семинар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

1. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ», «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК» 6

1.1. Психологические игры для учителей 6

1.2. Практические упражнения для установления позитивных отношений в педагогическом коллективе и развития коммуникативных навыков 14

1.3. Позиционные игры (игры-коммуникации) «Я – учительница» 18

1.4. Педсовет «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника» 18

1.5. Семинар «ролевые позиции в педагогическом общении» 23

1.6. Семинар «Структура педагогического общения» 28

1.7. Семинар «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» 41

1.8. К семинару «Психологические основы педагогического общения» 55

1.9. Семинар «Терпимое отношение к ребенку» 58

2. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ОТНОШЕНИЙ «УЧЕНИК – УЧЕНИК», «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ» 64

2.1. Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения 64

2.2. Игры и упражнения на снижение агрессивности и негативных эмоций 65

2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении 66

2.4. Игры и упражнения на снятие страхов 68

2.5. Рекомендации для учащихся 69

3. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ» 74

3.1. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями 74

3.2. Материалы семинара «Общение педагога с родителями» 75

3.3. Педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» 83

3.4. Родительское собрание1 90

3.5. Родительское собрание2 93

3.6. Памятка родителю от ребенка… 97

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101



ВВЕДЕНИЕ



Понятие «эмоционально-психологический климат» появилось в научном языке недавно, наряду с такими интегральными понятиями, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и другими, которые получают все большее распространение в современной науке и практике.

Ольшанский Ф.Б. писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения, очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Данная аналогия позволяет определить характерные особенности эмоционально-психологического климата:

  • во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности людей;

  • во-вторых, он не одинаков в разных коллективах;

  • в-третьих, он по-разному влияет на членов коллектива;

  • в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Важность рассмотрения вопроса формирования благоприятного эмоционально-психологического климата коллектива в том, что данный климат есть одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности любого коллектива, в том числе коллектива образовательного учреждения. Психологи обращают внимание на то, что встречаются большие подразделения и даже целые учреждения и предприятия, где господствует атмосфера повышенной нервной «наэлектризованности», в результате чего происходят неоправданные столкновения между работниками, страдает качество работы, изнашивается нервная система работников. Таким образом, созданный в любом учреждении эмоционально - психологический климат коллектива способствует или препятствует продуктивной совместной деятельности работающих в нем специалистов.

Заинтересованный руководитель – это руководитель, который должным образом относится к изучению и корректировке психологического климата своего коллектива.

Своевременная диагностика состояния психологического климата педагогического коллектива позволяет администрации школы выявить наиболее острые и проблемные зоны формирования благоприятных эмоциональных отношений «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – ученик». Следующим этапом работы по гармонизации психологического климата образовательного учреждения будет принятие управленческих решений по коррекции и развитию эмоционально-психологического пространства школьного коллектива.

В рамках данной работы могут выступать как мероприятия, которые являются традиционными для данной школы (совместные праздники, спортивные соревнования, чествование членов коллектива, обсуждение вопросов на педагогических советах и т.д.), так и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога (семинары-практикумы, тренинги, работа комнаты психологической разгрузки и др.).

В нашем сборнике представлены некоторые разработки семинаров, педагогических советов, тренинговых и других видов занятий с педагогами, учащимися и родителями для оптимизации эмоционально-психологического климата образовательного учреждения.

1. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ», «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»



В данном разделе представлены варианты форм работы с педагогическим коллективом школы, лицея, гимназии и т.д., позволяющие оптимизировать психолого-педагогическое осмысление роли субъект-субъектных отношений «учитель – учитель», «учитель – ученик» для формирования благоприятного эмоционально-психологического климата образовательного учреждения.

Данные варианты работы – это не только деятельность педагога-психолога (тренинговые занятия, психологические практикумы), но и такие формы, как педагогические советы, семинары, требующие активного включения при их организации и проведении администрации школы и всего педагогического коллектива.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16