Главная страница

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества


Скачать 44.9 Kb.
Название Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества
Дата 07.03.2016
Размер 44.9 Kb.
Тип Документы

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

Цель: мотивировать родителей на взаимодействие со школой.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только семья, влияет на него. Но вот он поступает в детский сад, школу, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось. В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать неизвестно? Вот об этом мне и хотелось сегодня вместе с вами поразмышлять.

Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелого гармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы наш ребенок став взрослым мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким), был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию), мыслил здраво, был самостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим, в меру альтруистичным (самоотверженный, бескорыстный) и в меру эгоистичным.

Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание для общества, воспитание для ребенка. Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.

Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.

Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.

Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.

Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.

Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.

Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. надо находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталось определить только формы такого объединения. Некоторые из них существуют и в нашей школе: это классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные тематические консультации родителям, посещение семьи на дому, походы и экскурсии детей вместе с родителями. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан и функционирует Управляющий Совет школы, работают родительские комитеты, совет школы. Все эти объединения помогают укреплять материально-техническую базу школы, классным руководителям помогают организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребёнка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые может быть втянут и ребёнок:

- всегда помнить, что и родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребёнка

- не стесняйтесь сказать о волнующих вас вопросах – если вы не спросите, то вопросы останутся и проблема не уйдёт.

- не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи

- воспринимайте критику позитивно, делайте выводы

- не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей – это может вызвать отрицательную реакцию

- если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину.

- помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребёнка.

И в заключение хочется сказать о том, многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети не виноваты, что наше общество больное. Если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том , что мы декларируем.

Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие ус-ловия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Воспитание – дело обоюдное и очень важное.