Главная страница

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей И. С. Тургенев»


Скачать 65.29 Kb.
Название Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей И. С. Тургенев»
Козлова Т.Д
Дата 29.02.2016
Размер 65.29 Kb.
Тип Сценарий

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79

Сценарий внеклассного мероприятия

по литературе для 10 класса

«Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».

Выполнила Козлова Т.Д.,

учитель первой

квалификационной категории

Нижний Новгород

2013г.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».

Форма мероприятия - литературный КВН.

Цель: выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, развивать познавательный интерес к русским писателям и русской литературе и творческие способности учащихся.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка его произведений, иллюстрации к произведениям писателя.

Эпиграф к уроку: И. С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово учителя.

2.Представление команд.

3.Разминка.

4.Творческое задание по биографии Тургенева.

5.Конкурс «Морской бой».

6.Инсценирование эпизода из романа.

7. Составление текста из отдельных предложений .

8.Конкурс афоризмов.

9.Сочинение о заслугах И.Тургенева переел русским народом.

10.Подведение итогов.

11.Рефлексия.

1.Вступительное слово учителя: Сегодня в форме КВНа у нас пройдёт мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого писателя-патриота И.С. Тургенева. В этом году исполнилось 130 лет со дня его смерти, но его произведения, его герои , его высказывания живут вместе с нами, а значит, вместе с нами живёт и Иван Сергеевич Тургенев. И мы сегодня вспомним основные события его жизни, особенности его творчества, главных героев его произведений, и конечно, основное внимание будет уделено роману «Отцы и дети», который мы сейчас и изучаем. Итак, пришло время участникам представиться.

2.Команды, участвующие в КВНе (задание было дано заранее ) представляют себя: название, эмблему, девиз. (Наибольшее количество баллов 3.)

3.Учитель: И у нас первый конкурс - «Разминка». Александр Фадеев , характеризуя творчество А. Пушкина и И.Тургенева, сказал: «Пушкин и Тургенев – это ……нашей прозы». Вставьте пропущенное в высказывании слово (Учащиеся должны вставить слово «родоначальники» или близкое к нему по лексическому значению.) За правильный ответ 1 балл.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу, и допишите последнюю строчку стихотворения В.Черепкова

Во Франции –

Его второй России –

На лавочке у книжного лотка

Сидели два, как статуи, седые,

Друг другу незнакомых старика

- У Вас…, - хотел сказать и не осилил

- У Вас, наверно, выпал первый снег?

Тургенев встал:

- Вы знаете Россию?

Наш русский снег?

Разливы наших рек?

И подал руку с дружеской улыбкой?

Старик неловко, как ребенок, сполз:

- К несчастью, знаю…

И, прервав заминку,

Он выдавил беспомощно:

- Дантес…

Ушел Тургенев.

Дождь лениво капал,

А в сквере, в неприметном уголке,

Сидел убийца, и дрожала палка

В тридцать седьмом недрогнувшей руке.

Тургенев шел…

Вокруг давились смехом,

А он все шел от недуга багров.

Вместились в нем:

Россия с красным снегом и …

Участники должны дописать Франция с Полиной Виардо. За правильный ответ –1балл.

Учитель: И.С.Тургенева по праву называли «певцом русской … и русской…». Вставьте пропущенные слова.(Пропущенные слова «природы», «женщины».) За правильный ответ –1балл. Всего за «Разминку» каждая команда может набрать 3 балла.

4.Учитель: Жизнь И.С Тургенева не была лёгкой, но он прожил её достойно, никогда не переставал он думать о горячо любимой России и служить ей. А задание ваше такое: Расскажите от лица И.С.Тургенева об одном эпизоде его жизни. За это задание максимальный балл- 3.

5.Учитель: Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь давайте проверим ваши знания романа «Отцы и дети». Конкурс называется «Морской бой». Команды по очереди называют вопрос и отвечают на него, получая 1балл за правильный ответ. Если выпадает «мимо», ход переходит к другой команде, если - «бонус», команда получает балл, не отвечая на вопрос. (Можно использовать здесь интерактивную доску.)

1.Кто из героев романа играет на виолончели?
(Николай Петрович)

2.К какому социальному сословию принадлежит Евгений Базаров?

(к разночинцам)

3.В каком году опубликован роман?
(в 1862г.)

4.Кому посвятил И.Тургенев свой роман?
(В.Г.Белинскому)


5.Как зовут возлюбленную Базарова?
(Анна Сергеевна Одинцова)


6.

бонус

7.

мимо

8.О каком художнике Базаров сказал, что он «гроша медного не стоит»?
(о Рафаэле)


9.

мимо

10.Закончите фразу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого…»

(поэта)

11.Какие деревья, по мнению Василия Ивановича, любил Гораций?
(акации)

12.Кто в романе цитирует стихи из «Евгения Онегина»?
(Николай Петрович)



13.Кто, кроме Аркадия, считает себя учеником Базарова?

(Ситников)

14.В честь кого Николай Петрович назвал , в которой живёт?

(в честь жены - Марьино)


15.

бонус

16.Что подарил Павел Петрович княгине Р.?(перстень со сфинксом)


Подводятся итоги данного конкурса (заранее трудно предположить, сколько баллов наберёт какая команда,8-10 баллов, думаю, максимально ).

6.Учитель: Вот и пришло время показать своё домашнее задание: инсценирование эпизода из романа «Отцы и дети». За это задание максимальный балл 5.(Команды представляют свои домашние заготовки: учитывается оригинальность постановки, точность воспроизведения текста, актёрское мастерство.)

7. Учитель: Следующее задание такое: данные вам 10 предложений из романа «Отцы и дети» надо расположить так, чтобы получился связный текст. (Каждой команде выдаётся набор из 10 предложений. Учитываются быстрота и правильность выполнения.) Максимальное количество баллов-3.Подводят итоги конкурса, объявляют результаты.

1) Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.

2) "Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе?.."

3)И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.

4) Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

5) Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.

6)Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.

7) Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.

8) "Как хорошо, Боже мой!" -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.

9) Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность.

10) Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения... и как!

8.Учитель: Иван Сергеевич Тургенев заслуженно считается большим знатоком русского языка, ему принадлежит немалое количество афоризмов. Объявляется конкурс афоризмов Тургенева. За каждый афоризм команда получает 1 балл. Например: «Старая штука смерть, а каждому внове».

«Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души». (В романе «Отцы и дети» их много, можно приводить афоризмы и из других произведений Тургенева.

9.Учитель: Заключительное задание может определить победителя, а состоит оно в следующем: напишите сочинение, восхваляющее заслуги Ивана Сергеевича перед русским народом. Максимальный балл -5 .

10. Определяют команду-победительницу. Ученик, которому было дано заранее задание, наизусть читает стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу.

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Покличешь – и деревья отзовутся…

Не в этом ли все волшебство искусства?

11.Учитель: Вот и подошёл наш КВН к концу. Давайте поделимся впечатлениями от данного мероприятия. (Рефлексия.) Учитель о своих впечатлениях говорит последним.