Главная страница

С предметами и явлениями окружающей действительности 2 класс Пояснительная записка


Скачать 2.07 Mb.
Название С предметами и явлениями окружающей действительности 2 класс Пояснительная записка
страница 1/10
Дата 12.02.2016
Размер 2.07 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


2 класс

Пояснительная записка

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.     Основными задачами во 2 классе являются:

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

ПРОГРАММА

2 класс

(2 ч в неделю)

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      Дом, квартира, домашний адрес.
      Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
      Учащиеся должны знать:
      названия и свойства изученных предметов и их частей;
      обобщающие названия изученных групп предметов.

Развитие устной речи на основе изучения

предметов и явлений окружающей действительности (34ч)

1 четверть- 8часов



Название раздела, темы урока

Кол-во час.

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

дата

по плану

фактически

1

«Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению

1

обобщения и систематизации знаний

упражнения, беседа

Картина «Лето»,
учебник, методичка.

4.09




2

«Начало осени». Упражнения на активизацию словаря

1

комбинированный

упражнения, рассказ, работа с учебником

предметные и сюжетные картинки об осени, карточки- символы, учебник

11.09




3

«Наша школа». Составление рассказа по плану

1

урок-экскурсия.

экскурсия, рассказ, объяснение

картина «В школе», учебник, методичка

18.09




4

«Пришкольный участок». Составление предложений по картине

1

урок-экскурсия.

экскурсия, упражнение

учебник, методичка.

25.09




5

Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам.«Дом. Квартира»

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение, объяснения, рассказ

картинки домов, квартир

2.10




6

Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой»

1

закрепления знаний

упражнения, рассказ, игра «Помоги девочки найти дорогу»

макет светофора, учебник, схема пути

9.10




7

Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе»

1

урок-экскурсия.

экскурсия, беседа

«осколочные» картинки, учебник, методичка

16.10




8

Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья»

1

обобщения и систематизации знаний

Беседа, рассказ

Сюжетная картинка «Моя семья», фотографии, учебник

23.10




2 четверть- 7часов



Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Формы работы на уроке

Информационное сопровождение

дата

По плану

фактически

1

Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дома»

1

закрепления знаний

Ролевая игра, упражнение

Серия сюжетных картинок «Семья»

13.11




2

Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении.«Деревья: берёза, клён»

1

изучения нового материала

Беседа, упражнение, описание

Картинки берёзы и клёна, учебник, схемы


20.11




3

Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания.«Овощи: морковь, репа, лук»

1

изучения нового материала

рассказ, беседа, упражнение

Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей

27.11




4

Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы»

1

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

учебник, методичка

4.12




5

Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. «Фрукты: лимон, апельсин»

1

изучения нового материала

Демонстрация, упражнение, беседа

Предметные картинки фруктов, муляжи

11.12




6

Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты»

1

закрепления знаний

дидактическая игра, рассказ- описание

Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи

18.12




7

Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой»

1

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

Термометр, линейка, корм для птиц

25.12






3 четверть- 10 часов



Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

дата

По плану

фактически

1

Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей»

1

обобщения и систематизации знаний

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей»

Сюжетные картинки, серия картинок

15.01




2

Зима и её особенности

1

комбинированный

беседа, рассказ- описание

[22], [28] иллюстрации, картинки зимы

22.01




3

Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода

1

комбинированный

упражнение, рассказ

картинки одежды, учебник

29.01




4

Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда.

1

комбинированный

практическая работа

щетка для одежды, иголка с ниткой

5.02




5

Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви.

1

комбинированный

упражнение, рассказ

предметные картинки обуви

12.02




6

Сезонная обувь и уход за ней. Формирование умения ухаживать за обувью

1

комбинированный

практическая работа

тряпочки для обуви, щётка для обуви

19.02




7

Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение, рассказ по картинному плану

предметные картинки (заяц серый и белый), разрезные картинки части тела зайца

26.02




8

Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение, рассказ по картинному плану

предметные картинки с домашними животными, схемы- символы

5.03




9

Дикие и домашние животные

1

закрепления знаний

дидактическая игра

картинки с дикими и домашними животными

12.03




10

Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.

1

обобщения и систематизации знаний

беседа, практическая работа

комнатные растения, лейка палочка для рыхления

19.03




4 четверть- 9 часов



Название раздела, темы урока

Кол-во час.

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

дата

По плану

фактически

1

Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»

1

Урок-экскурсия.

экскурсия

учебник, методичка

2.04




2

Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны

1

обобщения и систематизации знаний

беседа, рассказ

картинки с признаками весны, предметные картинки с раннецветущими цветами

9.04




3

Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц

1

комбинированный

упражнение, рассказ

картинки птиц, вороны

16.04




4

Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём

1

комбинированный

упражнение, рассказ

картинки птиц, воробья

23.04




5

Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком

1

комбинированный

наблюдение, беседа

картинки насекомых, майского жука, схемы- символы

30.04




6

Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых

1

комбинированный

рассказ, демонстрация, упражнение

картинки бабочек, сюжетная картинка «Летний луг»

7.05




7

Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие

1

закрепления знаний

дидактическая игра

предметные картинки, схемы- символы

14.05




8

Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание

1

изучения нового материала

практическая работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского

расческа, ножницы, мочалка, предметные картинки со средствами гигиены

21.05




9

Итоговый урок «Здравствуй лето!»

1

закрепления знаний

устный журнал

иллюстрации, картинки, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;

28.05





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10