Главная страница

С. Китаевского Новоселицкого района Внеурочная деятельность «Мы исследователи» Волшебная капелька воды Подготовила и провела: Соловьева Елена Михайловна учитель начальных классов


Скачать 86.29 Kb.
Название С. Китаевского Новоселицкого района Внеурочная деятельность «Мы исследователи» Волшебная капелька воды Подготовила и провела: Соловьева Елена Михайловна учитель начальных классов
Дата 11.02.2016
Размер 86.29 Kb.
Тип Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с. Китаевского Новоселицкого района
Внеурочная деятельность

«Мы - исследователи»
Волшебная капелька воды




Подготовила и провела:

Соловьева Елена Михайловна

учитель начальных классов

I квалификационной категории
2012

Цели:

Образовательные: ознакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода растворитель; значение воды.

Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов; закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.

Оборудование: презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; фильтр, воронка, колба, стаканы, вода, ложка, палочки; полоски бумаги зеленого, синего и желтого цвета.

Орг. момент:

Психологический настрой.

Посмотрите, какой сегодня прекрасный денек. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Я вам хочу подарить не только свою улыбку, но и улыбку сказочного персонажа.

Слайд 2 Фильм «Кап-кап»

ДЕТИ: О капельке.

УЧИТЕЛЬ: Ой, что - то на меня капнуло. (Педагог наклоняется и достаёт капельку).

Что это?

ДЕТИ: Капелька!

УЧИТЕЛЬ: Эта капелька - загадка.

Слайд 3

Я водяная Капелька,

Я очень всем нужна.

Покапаю, покапаю -

Получится ***!

Слайд 3 (щелчок) Вода.(серцевина цветка)

II. Сообщение темы урока.

УЧИТЕЛЬ: Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке?

ДЕТИ: О воде.

Слайд 4

– Да. Сегодня мы узнаем какими свойствами имеет вода.

Пословица.

“Капля воды дороже золота”.

– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)

3. Вступительная беседа о значении воды.

Слайд 4

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.(они хотят пить)

Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.

– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)

– Зачем же вода нужна человеку?

Вывод: Вода даёт жизнь всему живому. (Лепесток )

III. Практическая работа. ЛАБOРАТОРИЯ

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?

ДЕТИ: Да!

УЧИТЕЛЬ: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а воду можно перелить куда-нибудь. Например, вот в эту банку или стакан?

ДЕТИ: Можно. (Педагог переливает воду из ведёрка в банку, из банки в стакан.)

УЧИТЕЛЬ: Почему её можно переливать?

ДЕТИ: Потому что она жидкая.

Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами оказались в научной лаборатории. Каждая группа будет работать за своим столом. (Выбрать лаборанта)

Посмотрите, кругом пробирки, колбы. Сейчас мы будем проводить научные опыты. Мы уже знаем, что вода – жидкость. Познакомимся с её свойствами.

Учитель: Запомните правила поведения в лаборатории:

  • Не шумите – этим вы мешаете другим.

  • Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

  • Опыт проводит один из учеников (лаборант ), остальные молча наблюдают или по просьбе лаборанта помогают ему.

  • Наблюдение, обсуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп.

Опыт №1 Вода не имеет вкуса.

Возьмите стакан

УЧИТЕЛЬ: Налейте воду в стакан, попробуйте. Что вы заметили?

УЧИТЕЛЬ: Ребята имеет ли вода вкус?

ДЕТИ: Нет. Вода без вкуса.

(УЧИТЕЛЬ: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?)

Вывод: Вода не имеет без вкуса. (На доску помещается капелька «Без вкуса»)

Опыт №2 Вода не имеет запаха.

УЧИТЕЛЬ: Понюхайте. Что вы заметили?

ДЕТИ: Вода ни чем не пахнет.

Вывод. Вода не имеет запаха. (На доску помещается капелька «Без запаха»)

Опыт №3 "Вода бесцветная".

На столе у педагога белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

П.: Ребята, посмотрите внимательно на воду, она имеет цвет?

Д.: Да, она белая.

(Педагог ставит перед детьми два одинаковых стаканчика. В одном налито молоко, в другом – вода).

П.: Молоко, какого цвета?

Д.: Белого.

П.: Вода тоже белая?

Д.: Нет.

П.: Какого цвета вода?

Д.: Никакого, бесцветная.

Вывод: вода бесцветная, она никакого цвета не имеет. (На доску помещается капелька «Бесцветна»)

Опыт №3 «Вода прозрачная»

П.: Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли здесь прозрачные предметы, т. е. это предметы, через которые можно что-то увидеть?

Д.: Стекло.

П.: А как вы думаете, вода прозрачная?

Д.: Нет, не прозрачная;

П: прозрачная… (Педагог предлагает детям опустить цветную палочку в стаканчик с водой. Сам проделывает тоже самое).

П.: Вы видите палочку?

Д.: Да.

П.: А сейчас я палочку опущу в стаканчик с молоком. Вы видите палочку?

Д.: Нет.

П.: Посмотрите, как интересно, через воду мы видим палочку, а через молоко – нет.

ВЫВОД: Значит, вода прозрачная, через неё можно увидеть предметы.

А сейчас вам нужно быть внимательными и наблюдательными. Для этого надо иметь хорошее зрение. Давайте выполним гимнастику для глаз.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

(Работа в группах.)

Опыт №4 С сахаром. Проверьте, растворяется ли в воде сахар.

«Лаборант» из каждой группы берет набор и проводит опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.

УЧИТЕЛЬ: Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)

Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила) Сделайте вывод. (Сахар растворился)

Вывод: Сахар растворилась в воде.

Опыт №5 С поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль.

Возьмите пробирку с водой. Насыпьте соль и размешайте ее.

УЧИТЕЛЬ: Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)

Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)

Сделайте вывод. (Соль растворилась)

Вывод: Соль растворилась в воде.

Опыт №6 Опыт с речным песком.

Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.

УЧИТЕЛЬ: Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

У. Сделайте вывод. (Песок не растворился)

Вывод: Песок не растворился в воде.

Опыт №7 Очистка воды.

Возьмите пустой стакан, бумагу для фильтрования. Вложите фильтр в воронку, а воронку поставьте в пустой стакан. Вылейте содержимое пробирки в воронку. Что при этом произойдет?

Что происходит с солью в воде?

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.

УЧИТЕЛЬ: Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)

Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)

Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился)

* Сделаем выводы из опытов.

Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок не растворился.)

Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре)

Вывод: Вода – хороший растворитель, но не все вещества растворимы в воде.

Где в жизни мы это можем наблюдать?

Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.

Вывод:

Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».

В ходе опытов на доске формируется запись (Цветок из капелек)

«Свойства воды»:

1. Не имеет запаха.

2. Не имеет вкуса.

3. Не имеет цвета.

4. Прозрачна.

5. Растворитель.

6. Даёт жизнь.

Учитель: Вот какими удивительными свойствами обладает вода!

IV. Подведение итогов занятия.

1) Что такое вода?

2) Какими свойствами обладает?

V. Рефлексия

Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)

Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению.

Слайд 11

«Желтый цвет» – радостное настроение.

«Зеленый цвет» – спокойное.

«Синий цвет» – грустное настроение.

Покажите свои листы с раскрашенной водой в стакане.

Спасибо всем за урок. Думаю, что занятие прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями.