Главная страница

С. Есенин «Береза», «Поет зима аукает Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение


Скачать 31.89 Kb.
Название С. Есенин «Береза», «Поет зима аукает Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение
Дата 17.02.2016
Размер 31.89 Kb.
Тип Документы

С. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает......

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина;

дать понятие эпитета, метафоры; продолжить формировать умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умения читать стихотворное произведение, связно рас сказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать, содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, соотносить смысл послови­цы и главную мысль произведения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. Попро­буйте услышать фамилию русского поэта.

В этом имени — слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен —

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь — рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

— О какой фамилии идет речь? (Предположения детей.)

— Прослушайте следующие строчки.

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты... Н. Браун

— Какой прием использовал Николай Браун в своем стихо­творении? (Звукопись.)

— Прочитайте с разной интонацией (с удивлением, восхище­нием, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).

— Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

— Определите тему и цели урока.

Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина.

V. Работа по теме урока. С. Есенин «Поет зима — аукает...»(Учитель читает стихотворение на с. 142.)

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие картины вы увидели? (Над лесом плывут облака, мете­лица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.) — Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?

— Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)

— Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)

Олицетворение — поэтический прием, когда предметы нежи­вой природы изображаются как живые существа: зима — аукает, баюкает; с тоской глубокою плывут облака.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

— Прочитайте строчки о метелице. Как еще можно назвать это явление природы? (Метелица — метель, вьюга...)

— Прочитайте о воробышках. Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

— Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы — написать о метели, холодной вьюге или о воробыш­ках? (Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока. С. Есенин «Береза»

(Учитель читает стихотворение на с. 143. Звучит красивая музыка.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем это стихотворение напоминает сказку?

- Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь ме­тафоры. (Три строки второго четверостишия, две последние строки третьего, последняя строка четвертого.)

- Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)

- Есть ли здесь другие выразительные средства языка — срав­нения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает — олицетворения.)

Эпитет — в поэтике: образное художественное определение. Постоянный эпитет: например, синее море, златы кудри.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

VIII. Рефлексия

- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя?- Что у вас особенно хорошо получилось?

IX. Подведение итогов урока

- Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?- Что вы узнали о поэте?

- Что такое метафора и олицетворение?

Домашнее задание. Выучить стихотворение «Береза».