Главная страница

Роль школьного социального педагога в системе профилактики детской безнадзорности


Скачать 78.23 Kb.
Название Роль школьного социального педагога в системе профилактики детской безнадзорности
Дата 12.02.2016
Размер 78.23 Kb.
Тип Документы

Роль школьного социального педагога

в системе профилактики детской безнадзорности

Воробьева О.А.

Детская безнадзорность, несомненно, сегодня является злободневной социальной проблемой. Также не подлежит сомнению и тот факт, что школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит социально-педагогической службе.

Школьный социальный педагог сегодня становится тем более востребован, чем отчётливее происходит нарастание ряда негативных тенденций в сфере образования, среди которых следует выделить следующие:

  • снижение престижа самого факта образования, в итоге – отсутствие какой-либо мотивации к учёбе, негативное отношение к школе;

  • неспособность части детей воспринять стандарт образования вследствие травмирующих социальных условий жизни в семье и в школе, которая сегодня не может обеспечить ситуацию положительного отношения к ребёнку с социальными проблемами. Причём речь идёт не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учащихся массовой школы с сохранным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети порой бросают школу, не получив даже начального образования, либо не могут учиться в средней школе из-за вторичной неграмотности и составляют группу риска по девиантному поведению со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, школа оказывается бессильна перед проблемой неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых социальных проблем;

  • отторжение от школы детей с социальными проблемами, в результате чего наблюдается рост количества детей, по разным причинам не севших за парту и пополнивших ряды беспризорных и безнадзорных.

Содействовать выходу школы из сложившейся кризисной ситуации и призвана введённая в её структуру ещё одна служба сопровождения образовательного процесса – социально-педагогическая, на сегодня уже доказавшая свою жизнеспособность и востребованность.

Несмотря на то, что социально-педагогическая служба включена неотъемлемой частью в многообразие педагогической образовательной системы школы, она имеет свои цели, содержание, методы и средства деятельности.

Цель социально-педагогической деятельности в школе – это профилактика школьной и социальной дезадаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, одной из разновидностей которого и является детская безнадзорность.

Основное направление деятельности – это организация оперативной, конкретно-личностной помощи учащимся, когда у них возникают трудности и проблемы социального плана, конфликтные и кризисные ситуации, отклонения в поведении, обучении, общении, являющиеся барьером для получения основного образования и влияющие на качество обучения в школе.

Конечно, как показывает практика, многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обуславливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что создаёт своеобразное сочетание у каждого конкретного ребёнка. И, тем не менее, из всего многообразия факторов, обуславливающих детскую безнадзорность, хотелось бы выделить основные: нарушение механизма заботы о несовершеннолетних в семье или её некачественные характеристики, а также дефекты школьного воспитания: игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, их социального самочувствия.

Общеизвестно, что у социального педагога на первом месте стоит функция педагогического влияния на отношения учащихся и родителей, учащихся и учителей, учащихся и их сверстников, родителей и учителей, функция поддержки и защиты. Имеется в виду не только защита социально-юридического плана, а также защита прав ребёнка на:

  • адекватное его природным задаткам и возможностям обучение;

  • своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на профессиональном уровне;

  • развёртывание возможностей микросоциума (т. е. школы и семьи) к потребностям ребёнка и его конкретным психофизиологическим, этническим особенностям.

И, естественно, сюда входит защита школьника от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав.

Модель деятельности социально-педагогической службы школы № 61 предусматривает работу со всем контингентом учащихся, но чаще всего в поле деятельности оказываются те, которых обычно называют «трудными», т. к. именно у них возникают проблемы в сфере обучения, которые находят своё воплощение:

  • в стойкой неуспешности в обучении и негативном отношении к учёбе;

  • «школьной фобии»;

  • неадекватном поведении;  

  • систематических пропусках или отказе от посещения школы.

И основная задача социального педагога – своевременное и как можно раннее выявление таких детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации. Пути выявления разные: из бесед с классными руководителями, учителями-предметниками;

обращения родителей, родственников; проведение собственных диагностических исследований: социального статуса ребёнка в школе и семье, его самооценки, его отношения к школе (в настоящее время начали использовать опросник «Анализ семейной тревоги», позволяющий диагностировать самочувствие ребёнка в семье).

Таким образом, социальный педагог на протяжении всего школьного периода социализации как бы наблюдает за динамикой развития и становления личности проблемного учащегося, управляет этим процессом, регулируя и уравновешивая деятельность школы, семьи и социума по отношению к данному ребёнку. Он как бы «ведёт» его по жизни, прокладывая вместе с ним особые индивидуальные пути в школьной системе взаимоотношений и строя в «трудных точках» ситуации преодоления проблемы.

Поскольку проблема ребёнка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает 2 основные составляющие:

  • непосредственная (индивидуальная) работа с ребёнком, предполагающая социально-психологическую поддержку ученика в ситуации дезадаптации;

  • посредническая деятельность социального педагога, которая, в свою очередь, предполагает:

а) работу с педколлективом (организация педагогических консилиумов, индивидуальная работа с учителем, участие в работе Совета по профилактике);

б) работу с семьёй, имеющую особое значение в посреднической работе и являющуюся обязательным и неотъемлемым компонентом деятельности социального педагога.

Специфика и ценность школьной социально-педагогической деятельности заключается в том, что она максимально приближена к семье, так как имеет выход за пределы образовательного учреждения в социум и осуществляется непосредственно по месту жительства учащегося и его семьи. Это для нас принципиально.

Профилактическая работа с семьёй предполагает, прежде всего, изучение условий семейного воспитания всех учащихся (эту работу мы начинаем с момента поступления ребёнка в школу). В настоящий момент мы имеем полную картотеку на каждого школьника и его семью.

Следующий этап – это выявление и учёт семей группы риска. Так, в группу риска по детской безнадзорности обычно входят:

  • неполные семьи, где воспитательная ситуация отягощена многими неблагоприятными факторами: и отсутствием отца, и материальными проблемами, и тем, что зачастую матери заняты обустройством личной жизни в ущёрб развитию ребёнка;

  • полные семьи, которые не всегда являются гарантом полноценного воспитания. Почти половина детей из группы риска по социальной дезадаптации – из полных семей. Более того, анализ случаев ухода, побега наших учащихся из дома показал, что почти все они из полных семей: пока родители решают вопросы материального обеспечения своих детей, те предоставлены сами себе. В эту категорию семей входят и конфликтные семьи, и псевдосолидарные, семьи с проблемами алкоголя, наркотиков, психических заболеваний;

  • семьи, где появляется отчим или мачеха. Как правило, положение детей в этих семьях усугубляется с рождением общего ребёнка, и у него начинаются проблемы;

  • асоциальные семьи, с которыми взаимодействие школы протекает особо трудоёмко.

Состояние их требует коренной перестройки, а дети, которыми, как правило, никто не занимается, оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии и нуждаются в безотлагательной защите и помощи. Эти ситуации находятся в нашем поле зрения постоянно. Здесь порой требуется более «жёсткий» подход социального педагога: прямое вмешательство в ситуацию и как крайняя форма – выведение ребёнка из семьи, когда ему угрожает реальная опасность, либо он оказался без попечения взрослых. Работа с такими семьями обычно ведётся в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Кроме работы с семьёй, посредническая деятельность социального педагога предполагает привлечение представителей различных служб, содействующих решению проблемы, но и здесь социальный педагог не перепоручает решение проблемы, а вместе со специалистом ищет вариант разрешения ситуации.

Конечно, по каждому направлению работы разработаны и применяются конкретные технологии, методики, основанные на общей технологии разрешения социально-педагогической проблемы, хотя всего предусмотреть нельзя, и в каждом конкретном случае приходится исходить из ситуации. Главное же то, что каждый учащийся из группы риска находится на контроле, и социальный педагог обладает полной информацией о нем.

Таким образом, с одной стороны, социально-педагогическая профилактика безнадзорности направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении учащихся, а с другой стороны, способствует координации воспитательных усилий всей системы государственных и общественных институтов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

«Портрет безнадзорного обучающегося»

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: обидчивость, недоверчивость, агрессия, гнев (часто обращенный против самого себя), подавленное состояние, депрессия, попытки суицида, избыточная потребность во внимании, возможный интерес к раннему началу половой жизни. Нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.

2. Незрелость в сфере общения: конфликтность, низкая эмпатия, недоверчиво - скептический стиль общения, «сленговые» формы и средства общения; трудности установления контакта, неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность), включенность в асоциальные референтные группы, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение, ложь;

3. Нарушения личностной сферы: неадекватная самооценка (низкая или чрезмерно высокая)

4. Ограниченность мотивационно-потребностной сферы: учебная деятельность не развита и носит принудительный характер (низкие познавательные способности, негативное отношение к учёбе, пропуски уроков), доминирует пустое, бессодержательное времяпрепровождение, низкий уровень осмысленности жизни, размытость ценностных ориентаций.