|
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет.
Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.
Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологами доказано, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Произнесение поговорок и скороговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, улучшает дикцию, обогащает словарный запас.
На развитие речи также оказывают большое влияние пальчиковые игры, поскольку мелкая моторика рук активизирует речевые зоны головного мозга.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень
внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
Родителям следует знать: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривая с ребенком, нужно пользоваться простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Одним из таких средств является художественная литература. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) речи. Она не только приобщает ребят к культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, но и развлекает, забавляет, вызывает желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживая это стремление, вы осуществляете первые шаги в овладении ребенком монологической речью.
Для развития разговорной речи дошкольника, решающее значение имеет его общение именно с родителями. Во время совместных прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники. Рассказывайте ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке привлекайте внимание к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называйте их правильно, рассматривайте их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учите сравнивать с другими предметами (этим вы пополняете словарь ребенка, развиваете мышление).
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.
Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все
свойства предметов, замечать детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Список литературы.
1. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда, 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.
3. Глава IV 4. Развитие речи// Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964
4. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей
5. С.В.Чиркова. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа.. М.: ВАКО, 2011.
«Составление рассказа по сюжетным картинкам».
1. Рассматривание картинок и раскладывание их по порядку.
2. Придумывание предложений к каждой картинке.
3. Работа с первой картинкой. Взрослый просит ребенка еще раз посмотреть внимательно на картинки и подумать, какую рассаду сажает Рита.
— Рита сажает капустную рассаду.
— Когда сажают капустную рассаду? (Капустную рассаду сажают весной)
4. Работа со второй картинкой. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть вторую картинку и ответить на вопрос.
- Как Рита ухаживала за рассадой? (Рита поливает рассаду).
— Что выросло на грядке? (На грядке выросла капуста).
— Когда Рита собрала урожай? (Рита собрала урожай осенью).
5. Работа с третьей картинкой. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть третью картинку.
— Как Рита убирала капусту? (Рита срезала капусту и складывала в корзину).
6. Составление рассказа.
- А теперь расскажем все про Риту по порядку. Примерный рассказ. «Наступила весна. Рита посадила капустную рассаду. Летом она поливала рассаду. Осенью выросла капуста. Рита срезала капусту и сложила ее в корзину».
«Составление рассказа «Весна»
1. Взрослый рисует или выставляет картинку, изображающую солнце, и спрашивает у ребенка:
— Какое время года изображено на этой картинке? (Весна).
— Как догадался?( Солнце ярко светит).
— А если солнце ярко светит, что происходит со снегом? Рисует картинку, изображающую тающий снег. ( Снег стал таять).
— Если снег стал таять, что появилось на дорогах? Рисует лужи.
— На дорогах появились лужи. Рисует проталины.
— А еще что появилось на пригорках? (На пригорках появились проталины).
— Что случилось с деревьями и с кустами? Рисует деревья и кусты.
— На деревьях и кустах набухают почки.
— А теперь отправимся в лес. Рисует лес. Что изменилось в лесу? Рисует подснежник.
— В лесу расцвел подснежник.
2. Воспроизведение рассказа по тем же картинкам, без вопросов.
Примерный рассказ. «Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи и проталинки. На деревьях и кустах набухают почки. В лесу расцвели подснежники». Нарисовать картинку «Весна». Рассказать о весне маме по своей картинке.
|
|
|