Главная страница

Роль изучения иностранного языка в воспитательно – образовательном процессе через внеклассные мероприятия


Скачать 62.07 Kb.
НазваниеРоль изучения иностранного языка в воспитательно – образовательном процессе через внеклассные мероприятия
Дата04.03.2016
Размер62.07 Kb.
ТипДокументы

Роль изучения иностранного языка в воспитательно – образовательном процессе через внеклассные мероприятия.

Учитель английского языка ГБОУ №500

Чаплыгина Татьяна Владимировна

Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут.

Ж. Ренар

Цель: формирование и развитие у учащихся культурной грамотности, понимание единства и многообразия окружающего мира и места своей культуры в общемировой, постижение особенностей иноязычной культуры и принятие ее ценностей, обычаев, традиций через массовые формы внеклассной работы. Формирование учебной мотивации и познавательной активности учащихся.

Воспитание – есть особого рода рождение. Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе.

Английский язык как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, наука, политика, образование, проблемы окружающей среды, соблюдение прав человека и др.

Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку, и требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся в процессе преподавания иностранного языка и других школьных предметов.

Внеклассная работа является составной частью всего учебно – воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

- принцип связи с жизнью;

- принцип коммуникативной активности;

- принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка;

- принцип учета возрастных особенностей учащихся;

- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

- принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие кружки).

Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, выступление на районных и городских конкурсах с исследовательскими и проектными работами, выпуск тематических газет.

Массовые формы различают в зависимости от периодичности массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.
Что касается нашей школы №500 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга, то МО ИЯ обычно проводит неделю иностранного языка в конце календарного года с 20 по 25 декабря и называется она «Рождественские встречи», встречи трех языков: русского, английского и французского.

Формы проведения праздника разнообразны. Последняя Неделя 2012 года была представлена различными англо-говорящими странами в виде радио сообщений, стенгазет, открыток, рисунков, и, завершается мероприятие, как правило, открытыми музыкально - театрализованными представлениями в актовом зале, с вручением грамот и призов, начиная с младшей школы .

Сколько сценических образов, перевоплощений было сыграно, сколько интересных костюмов и декораций подготовлено. И нельзя не сказать об эмоциях, радости и чувстве собственного удовлетворения самих учащихся, а также их родителей, зрителей и учителей.

Таким образом, учителя и администрация школы поощряют стремление учащихся к получению новых дополнительных знаний, развитию творческой активности и возможно, снятие коммуникативного барьера в иноязычной компетенции. В этот период мы стараемся задействовать как можно больше учащихся в каждой параллели классов, в том числе и тех, кто хочет выступить на родном языке

Очень важно такой формой работы начинать заниматься в начальной школе. Дети более открыты, не имеют комплекса публичности, хорошо запоминают роли, стихи, перевоплощаются в образ и с удовольствием это делают если им интересно.

Для участия в викторинах, конкурсах, КВН- ах по англо- язычным странам необходимо переработать много увлекательного материала страноведческого, литературоведческого, лингвистического характера. Таким образом, наряду с формированием языковой компетенции, мы отводим роль и социокультурной. Развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения ИЯ можно охарактеризовать с помощью следующих целей обучения:

-формирование уважения и интереса к культуре изучаемого языка

-воспитание культуры общения и практическое использование языка в различных сферах деятельности

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций ученика, т.е раскрытие гуманистического и гуманитарного потенциала его личности.

Важным средством, стимулирующим повышение интересов учащихся к изучению иностранного языка, являются олимпиады.

Олимпиады повышают интерес учащихся к иностранному языку, создают у старшеклассников положительное отношение к изучению иностранного языка, активизируют их инициативу и самостоятельность, предоставляют им широкий простор для творческой активности, развития способностей по иностранному языку. Олимпиады помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы. Вместе с тем все это призвано способствовать достижению конечной цели обучения в средней школе – повышению уровня знаний, умений и навыков ее выпускников, созданию такой языковой базы, которая смогла бы обеспечить им навыки практического использования лексико-грамматического программного материала.

В последние 3 года очень популярным стал игровой конкурс British Bulldog. Он проводится 1 раз в год и каждый год количество участников возрастает, а также растет мотивационная составляющая. Все участники награждаются сертификатами участника и призами, в зависимости от занятого места в школе , в районе или регионе. В нашей школе обычно, уже третий год подряд, в игру вступают учащиеся только средних и старших классов. Но в этом году интерес проявили ученики 3ого класса, самостоятельно, без приглашения. Они увидели рекламный плакат в школе и решили проверить свои знания. Это говорит о высокой мотивации к изучению предмета.
Все внеклассные занятия способствуют развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, воспитывают их воображение, мобилизуют их внимание и память, развивают у них чувство ответственности, приучают к самостоятельности и организованности, к аккуратности в выполнении порученных заданий.

Кроме того, нужно заметить, что такие формы работы способствуют развитию личностных характеристик самого учителя : развитие образного мышления, артистичность, музыкальность, педагогическую мудрость: терпеливость и доброжелательность, постоянное совершенствование интеллектуальных знаний, проявление находчивости.

А в конце мероприятия важно выделить самоконтроль и самооценку, проанализировать: достигнуты ли поставленные цели и задачи или нужно, искать другие подходы, формы работы в совершенствовании воспитательно - образовательном процессе.

e:\dcim\136canon\img_2307.jpg

e:\dcim\136canon\img_2431.jpg

f:\квн английский язык\квн на английском\cimg0032.jpg

f:\все школные фотки\img_0824.jpg В рамках месячника по теме « Толерантность» , в качестве внеклассной работы по предмету 6 класс участвовал в районном конкурсе « Все флаги в гости будут к нам. Шотландия- далекая и близкая» в ДДЮТ

f:\все школные фотки\img_0676.jpg

Список используемой литературы:

  1. Общественный научно-просветительский журнал «Педагогика культуры», Санкт-Петербург, №4/5 2005г.

  2. Учебно-методический журнал « Английский язык в школе» Изд-во «Титул», Обнинск №4/2007г, №1/2008г.

  3. Газета «English» Издательский дом « Первое сентября» 2011, №3, 4

  4. Дзюна Е.В « Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке». Издательство « Вако» , Москва, 2008

  5. Калинина Л.В. « Предметная неделя Английского языка в школе». Издательство « Феникс» , Ростов –на – Дону , 2008

  6. Федорова Г.Н. «Тематические вечера на английском языке». Издательский центр « МарТ», Москва, 2007

  7. http://festival.1september.ru/

  8. http://www.metod-kopilka.ru/page-2.html