Главная страница

Рекомендации педагогам по работе с «трудными» подростками


Скачать 30.34 Kb.
Название Рекомендации педагогам по работе с «трудными» подростками
Дата 10.02.2016
Размер 30.34 Kb.
Тип Документы

Рекомендации педагогам по работе с «трудными» подростками
Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:

  • что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;

  • какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

  • с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;

  • были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.


Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

  • Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.

  • Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.

  • Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.

  • Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.

  • Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.

  • Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.

  • Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.

  • Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).

  • Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

  • Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

  • Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.

  • Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.

  • Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.

  • Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.

  • Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.


Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

  1. Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие.

  2. Просьба.

  3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия.

  4. «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.

  5. Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

  6. Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы:

  • прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

  • прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

  • прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;

  • прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

  • прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

  • прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;

  • прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.