Главная страница

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности


Скачать 216.54 Kb.
Название Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности
Дата 17.02.2016
Размер 216.54 Kb.
Тип Документы

Развитие творческих способностей дошкольников

в музыкальной деятельности.

(опыт С Гусевой муз. рук. Г Урюпинска, Волгоградской обл., О Гончаровой доцент, кафедры педагогики дошкольного образования Волгоградского гос. социально-педагогического университета. (жур. «Дошкольное воспитание» №9/2014,стр.54)

Во времена стремительных изменений, подобных нашему, обществу нужен человек, уверенный в себе, способный ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идеи, мужеством пробовать и ошибаться, пока решение не будет найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творческих способностей, или креативности, и необходимыми условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем.

Творчество является основой жизни, источником всех материальных и духовных благ, созданных человечеством. Его предпосылки содержатся в самой человеческой природе, что обеспечивает процесс социализации, присвоения подрастающим поколением общечеловеческой культуры.

Творчество-способность продуцировать необычные идеи, быстро и нетрадиционно решать проблемные ситуации. Творческие возможности могут проявляться в мышлении, общении, различных видах деятельности и характеризовать мыслительные и личностные качество, а также продукты деятельности и процесс и создания.

Творчество характеризуется рядом особенностей мышления:

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (важно не их качество, а их количество).

  2. Гибкость - многообразие идей, легкость ассоциирования.

  3. Оригинальность - способность порождать нестандартные идеи (ответы, решения, несовпадающие с общепринятыми).

  4. Разработанность – умение совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, были выделены такие общие критерии творческих способностей, как готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, независимость мнений и оценок, особая чувствительность к явлениям окружающего мира.

Творческие способности - компонент общей структуры личности. Они определяются как индивидуальные особенности качества человека, от которых зависит успешность его творческой деятельности в различных областях. Развитие их способствует развитию личности в целом: происходит развитие психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека и др. Поэтому творчество является неотъемлемым элементом гармоничного развития личности, необходимым в первую очередь для саморазвития.

Формирование творческой личности, способностей нестандартно решать любые проблемы, по мнению ученых, необходимо начинать в дошкольном детстве. Это обеспечит успешную творческую деятельность в последущем.

Детское творчество –одна из разновидностей самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отходит от знакомых ему способов действий, экспериментирует и создает нечто новое для себя. главной его особенностью с точки зрения развивающего эффекта является то, что прежде всего важен творческий процесс, а его результат. При этом накопление опыта и знаний определяется как необходимая предпосылка для творческой деятельности и главное условие для ее возникновения.

Исследователи утверждают, что с психологической точки зрения дошкольное детство – сенситивный период для развития творческих способностей. Это объясняется тем, что мышление дошкольников не задавлено стереотипами и более независимо, чем мышление взрослых. И от того, насколько данный потенциал будет использован, зависят творческие возможности взрослого человека.

Отечественный педагог Б.П. Никитин в связи с этим вводи понятие «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (НУВЭРС).

Поэтому перед педагогами стоит важная задача развитие творческого потенциала личности именно дошкольного возраста. Решая ее, мы ищем новые подходы к воспитанию дошкольников, формированию творчески активной личности, стремясь совместить их с существующими программами, с образовательным стандартом.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным для развития является процесс (а не результат) творческой работы, а также изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств его развития. По словам Л.В. Выготского, творчество существует не только там, где создают великие произведения, но и везде, где присутствует создание чего-то нового. Поэтому под творческой деятельностью понимается такая деятельность, когда создается что-то новое. Это может быть предмет окружающего мира или продукт мыслительной деятельности в виде нового знания, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Следовательно, необходимо эту деятельность организовать. Педагог должен здесь выступать не как взрослый, а как искренне увлеченный творческий человек, привлекающий к творчеству младшего коллегу, создающий для него оптимальные педагогические условия.

В этом отношении система элементарного музыкального воспитания немецкого музыканта, композитора и педагога К. Орфа представляет особый интерес, так как практически полностью решает проблемы творческого музыкального развития. Она опирается на принцип природосообразности (т.е. максимально соответствует психологическим особенностям ребенка), позволяя оптимально и комплексно подходить к развитию творческих способностей.

В понятии «элементарное музыкальное музицирование» введенном К. Орфом, слово «элементарное» имеет смысл «первичное», доступное каждому, но не примитивное. Музицирование понимается как органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, так как любое интонационно-ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Чередовать речь и пение, пританцовывать и сопровождать это игрой на музыкальном инструменте или использовать с подобной целью предметы быта для детей так же естественно, как и играть.

Орф считал, что детям важно не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и прежде всего создавать и исполнять свою музыку. Он придумал музыкальную игру-импровизацию с элементами музыки, создающую «ситуацию творчества», которая дает толчок творческому развитию на годы вперед. При этом Орф предлагает творить не только ребенку, но и педагогу и утверждает, что главное не создание ребенком «музыкальных шедевров», а сам творческий процесс, дающий возможность самовыражения через двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации, умело направляемые педагогом. Все предложенные детям варианты принимаются и воплощаются, не подвергаясь негативной оценке и критике.

Детские импровизации в орф-педагогике являются коллективными. Именно это позволяет каждому ребенку найти в них свое место независимо от уровня его развития. Дети ставятся в условия, когда они не только могут, но им необходимо самим придумывать, сочинять. Коллективное музицирование, как коммуникация, включает в игровое общение не только детей, но и взрослых.

Подходы Орфа к музыкальному воспитанию учитывают психофизиологические особенности и возможности детей и основываются на глубоком уважении личности ребенка, что является той психологической базой, на которой возможно организовать процесс развития творческих способностей.

Рассмотрим основные элементы системы К. Орфа.

  • Двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела,- одно из основополагающих средств в концепции К. Орфа. Простейшие движения, доступные малышу, являются первой ступенью для творческих упражнений. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений. Результатом творческой игровой деятельности в орф-педагогике выступают различные виды элементарных форм импровизации.

  • Речевые упражнения также одно из важнейших педагогических средств К. Орфа. При изучении музыкального ритма с детьми важно оттолкнуться от ритма слов. Они важны для музыкального воспитания, потому что речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Источником речевых упражнений является детский фольклор: считалки, потешки и др. Эти виды элементарной поэзии ложатся в основу импровизаций. Ребенок учится использовать в импровизациях выразительные средства, общие для речи и музыки. Ритм, заключенный в словах, во фразах, прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Для создания различных звуковых эффектов дети могут использовать голос. Арсенал звуковых средств образует «инструментальный» словарь. Эти звуки используются детьми в озвучивании стихов, в качестве аккомпанемента к движениям для создания разных вариантов их исполнения.

  • Инструменты составляют самую привлекательную область музыки. Игрушки, окружающие детей, на первоначальной ступени должны стать детскими музыкальными инструментами, которые будят творческую мысль, помогают понять, как рождаются звуки. Возможностей для звукотворчества много, так как почти все, что окружает нас, может звучать. В работе с детьми также используются шумовые ударные инструменты, имеющиеся у каждого народа. Это обусловлено технической легкостью игры на них. Именно эта особенность располагает детей к игре, а далее – к простейшей импровизации.

  • «Звучащие жесты» (Г.Кеетман) еще одно средство, широко применяемое в системе К.Орфа. Это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом. Пение и танцы с аккомпанементом из звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, без инструментов.

Карл Орф в качестве основы для воспроизведения предлагает не готовые записи, а модели для музицирования, в которых зафиксированы лишь основанные принципы организации элементарной импровизации. Орф предоставляет выбор методики педагогу.
Опираясь на основные технологические подходы немецкого композитора и педагога, мы разработали программу развития творческих способностей «ОРФ-ФЕЕЧКА», рассчитанную на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), педагогами ДОО, родителями. Срок реализации программы 1 год.

Цель. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использование технологий Карла Орфа.

Задачи.

  1. Развивать творческие способности дошкольников;

  2. Создавать мотивацию к их проявлению в различных видах деятельности и потребность в нем;

  3. Способствовать развитию восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения, воли;

  4. Воспитывать уважение и внимательное отношение к творческим проявлениям окружающих;

  5. Приобщать родителей к совместному творчеству с детьми.

Один из основных принципов работы по проекту – частая смена полей активности детей на занятии и их интеграция по следующим направлениям:

  1. Движение (основные виды движений, танец);

  2. Речь (артикуляционные упражнения, декламация);

  3. Голос (вокализация, пение);

  4. Ритмика («звучащие» жесты, игра);

  5. Музыкальные инструменты (инструменты К. Орфа, различные предметы и материалы).

В соответствии с этим программа включает пять разделов.

  1. Фея Движения: двигательные навыки, освоение простейших танцевальных движений, элементарные танцы.

  2. Фея Голоса: вокальные, интонационные навыки, пение с сопровождением и а капелла.

  3. Фея Знаний: теоретические знания.

  4. Фея Звука: «звучащие» жесты, приемы звукоизвлечения.

  5. Фея Воображения: развитие основных психических функций.

В каждом разделе программы присутствует Фея Вдохновения – творческая деятельность, предлагающая выполнение детьми творческих заданий, импровизаций в предлагаемых видах деятельности.

В ходе работы происходит активизация всех видов деятельности: развитие моторики (общей, мелкой, речевой); двигательные реакции; развитие речи (интонационная выразительность, словарный запас, дикция); осознание музыкально-теоретических понятий; развитие психических функций (эмоции, память, внимание, воображение, познавательные процессы); формирование художественного вкуса, творческого исполнительства, импровизации.

Работа с детьми проводится в течение 30-35 минут в игровой форме с использование проблемных ситуаций - необходимо кому-либо помочь, научить или показать, как надо сделать и т.п.

  1. Вступительная часть начинается с разминки: вхождение в единый метроритм того стихотворения, которое будет разучиваться на занятии (покачивания, перенесение веса с одной ноги на другу, махи руками, дыхательные упражнения с использованием рук), игра типа «Ритмическое эхо» (упражнения с применением «звучащих» жестов, с использованием элементов ритма стихотворения по фразам).

  2. Основная часть состоит из работы над текстом и движением (речь и движение), инструментовки ритма стихотворения «звучащими» жестами; инструментовки с использование шумовых инструментов.

Работа заканчивается созданием единой формы, когда в конце занятия все его компоненты: разминка, речевые упражнения, «звучащие» жесты, оркестровка, двигательные упражнения, театрализация, танцевальные и голосовые импровизации, взаимосвязаны между собой посредством речевого материала (считалок, стихотворения и т.п.), - объединяются в композицию.

Например, стихотворение Е. Благининой «Наша Маша», работаем над дикцией и артикуляцией, затем пропеваем его, озвучиваем инструментами, сопровождаем пение движениями, используем элементы театрализации. В итоге исполняем созданную модель, получая единую форму.

  1. Заключительная часть предполагает выход из проблемной ситуации и рефлексию (дети выражают чувства, эмоции, возникшие в ходе занятия, рассказывают, что им понравилось делать, что нового узнали, чему научились).

Используемы музыкальные инструменты, атрибуты располагаются так, чтобы дети к ним имели свободный доступ и могли по желанию выбрать себе инструмент.

На занятии можно работать как над одним и тем же стихотворением, так и используя ранее изученные стихотворные Фомы. При этом репертуар (музыкальный и поэтический материал) должен быть многофункционален.

В соответствии с этим каждое занятие состоит из следующих видов работы:

  • Двигательная разминка.

  • Упражнение с текстом.

  • Использование «звучащих» жестов.

  • Оркестровка «звучащими» жестами, работа над метрической пульсацией.

  • Оркестровка шумовыми инструментами.

  • Игра.

  • Создание единой формы.

Организация работы по программе предполагает привлечение к процессу развития творческих способностей дошкольников воспитателей и родителей. С этой целью с ними проводится специальная работа, заключающаяся в концентрации их внимания на проблеме творческого развития, а также в ознакомлении с методами и приемами организации музыкальной деятельности с опорой на технологии К. Орфа. Работа осуществляется в рамках семинаров, консультаций, тренингов, бесед.

В конце года проводится мероприятие с участием воспитателей и родителей на тему «На балу у Орф – Феечки!» (материал, используемый в мероприятии, изучается на протяжении года).

В течение года проводятся развлечения по разделам – путешествия в гости к Феям:

  • Фее Движения – разучивание модели «Солнышко»;

  • Фее Голоса – разучивание модели «Д. Хамса «Веселый старичок»;

  • Фее Знаний – разучивание русской народной игры «Воробей»;

  • Фее Звука – разучивание модели Е. Макшанцевой «Веселые хлопушки»;

  • Фее Воображения – импровизация «Танец бабочек»;

  • Орф-Феечке – «Встреча с Феями».

Совместная деятельность взрослых и детей не только способствует развитию творческих способностей дошкольников, но и помогает общению, сближению, налаживанию контактов друг с другом.

Содержание работы по программе отражено в таблице.

Практическая значимость программы заключается в том, что ее можно использовать для создания ситуаций успеха, стимулирующих творческие проявления и самореализацию дошкольников, благоприятствующих проявлению идей и мнений; для развития у них чувства психологический защищенности.

Обозначенные в программе виды взаимодействия участников творческого процесса способствуют созданию эффективных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников, в качестве которых можно выделить:

  • Соблюдение главного принципа гуманистической педагогики: «вместе с ребенком, а не над ним»;

  • Отношение к ребенку как самоценной личности, уважение и принятие его творческих проявлений, учет его индивидуальных особенностей;

  • Создание атмосферы творчества, сотрудничества, увлеченности деятельностью, доверительного общения, сопереживания;

  • Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта и обучение способам действий как основе для замыслов и их воплощения, поощрение попыток детей браться за сложные задачи, вера в ребенка;

  • Пространство для творческой деятельности, оснащенное различным оборудованием, свобода его выбора и свобода передвижения;

  • Подбор репертуара с учетом возрастных особенностей детей, основанного на использовании фольклора, предполагающего естественное взаимодействие в единой композиции пения, движения, игры на инструментах;

  • Проведение занятий в игровой форме, с использованием активных методов обучения – «обучения в действии» (К. Орф), ребенок – соавтор и творец, педагог – консультант и помощник.

Основные трудности при работе по программе связаны с тем, что дети на первых занятиях не воспринимали неформальную, раскрепощенную атмосферу, взрослый не рассматривался ими как партнер, дети боялись высказать свое мнение и проявить самостоятельность в деятельности, удивлялись в возможности выбора инструментов, сдерживали свои проявления, боясь услышать отрицательную оценку или вызвать смех.

Творческое сотрудничество педагога с детьми постепенно меняло поведение детей. Мы заметили, что они стали смелее высказывать свои мысли и выражать чувства, общение со взрослым приобрело формы партнерства, появилась искренность в общении детей между собой, подчеркивали достоинства замысла и творческих проявлений других. Мы же оказывали им помощь только в случае затруднений или обращений с вопросами.

Особая атмосфера занятий, в которой увлеченность, раскованность, психологический комфорт испытывали все участники творческого процесса, привлекала детей. Особенно нравилось им широкое применение коммуникативно-двигательных игр, импровизаций.


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

«Орф-феечка»

Раздел

Вид

Содержание работы

Репертуар

Фея Движе­ния

(двигательные навыки, ос­воение про­стейших тан­цевальных движений, элементарные танцы

Общая мото­рика

Право-лево (рука, нога, плечо). Повороты. Свобод­ное движение по залу, об­разование пар, построение в колонну. Построение в круг, его сужение, расши­рение, смена направлений.

  1. «Шаловливые сосульки»-попевка

  2. «Солнечный зайчик» - песня

  3. «Воробей»-рус нар игра

  4. «Мы матрешечки» - песня

  5. «Солнышко»-закличка

  6. «Веселый старичок» стихотворение Д. Хамса

  7. «Водят пчелы хоровод» - игровая песня из шв фольклора

  8. «Матрешки» - игровая песня

  9. «На стене часы висели»-упр

  10. «Мишки» стихотворение О. Арсеневской

  11. «Мушки делают гаушки» - потешка

  12. «Танец Бабочек», «Танец часов» - ритмические упр

  13. «повтори за мной-игра

  14. «Цветок», «Снежинка»,«Капелька»-упр

  15. «Ехала машина» считалка

  16. «совушка-сова» потешка

  17. «наша Маша» стихотворение Е. Благининой

  18. «Веселые хлопушки»-ритмическое упр

  19. «К нам гости пришли» - игровая песня

  20. «Большой, средний, маленький», «А я делаю вот так!» - игры

  21. «Угадай меня!» музыкальные загадки

  22. «Часики»-парная игра




Ходьба.

Ориентировка во времени и в простран­стве

По кругу друг за другом, не держась за руки. На носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с остановкой, со сменой на­правления, змейкой с раз­личным положение рук. Перекаты с пятки на носок. Чередования ходьбы с бе­гом и прыжками.

Бег

С высоким поднятием ко­леней, с «захлестом», с прыжками.

Прыжки

На одной и двух ногах с продвижением вперед. С ноги на ногу. Ноги вместе – ноги врозь. Одна вперед, другая назад («ножницы»).

Движения го­ловой

Повороты, наклоны. Кру­говые движения.

Движение плечами и корпусом

Подъем плеч. Поочередное выдвижение плеч. Наклоны корпуса. Повороты кор­пуса.

Мелкая моторика

Пальчиковые игры, разминка.

Танцевальные элементы

Приставные шаги вперед, назад, влево, вправо. приставной галоп, прямой галоп. Шаг – подскок, шаг польки, ведение хоровода, фигуры хоровода. движения в парах («лодочка», закрутки).

Фея Вдохновения

Импровизации

Использование знакомых движений, создание элементарных танцев

Работа с родителями

Освоить танцевальные движения, различные варианты танцевальных элементов, их группировку. Дать понятие двигательной импровизации

Работа с педагогами

Педагоги совместно с детьми и музыкальным руководителем осваивают технику движений, элементов танца


Фея Голоса

Вокальные, интонационные навыки.

Подготовка артикуляционного аппарата к пению

Дыхательные, артикуляционные логопедические упражнения

Пение по слуху, с сопровождением и а капелла

Интонационные навыки

Фонопедические упражнения: озвучивание стихотворений, сказок. речевое интонирование, мимическое сопровождение с фиксацией метра, направления движения мелодии




Пение по слуху

Знакомство с разными по характеру простыми песенками, потешками, сказками. Закрепление в пении интонационных оборотов, ритмического рисунка, метра, поступенных ходов и скачков, повторности звуков. Анализ содержания текстов, песенок. Вычленение музыкальных мотивов, фраз, предложений

Фея Вдохновения

Импровизации

Звуковое экспериментирование, творческая деятельность в передаче образов в пении. придумывание свободных певческих кластеров




Работа с родителями

Беседа педагогов и родителей о пользе пения а капелла. Разучивание дыхательных, логопедических, артикуляционных упражнений. Голосовые импровизации

Работа с педагогами

Консультация на тему «Использование фонопедических, артикуляционных упражнений в развитии голоса и звукопроизношения»

Фея Знаний

Элементы музыкальной грамоты.

Теоретические знания

Метроритмические навыки

Определение пульса, ритма, отличия музыкальных звуков от шумовых. Низкие и высокие звуки. Длительность звуков: четверти, восьмые, пауза

Строение музыкального произведения

Понятие «строение музыкального произведения»: вступление, части, мотив, фраза, предложение. Повторы и их нахождение.

Формы музыкального произведения

Форма «рондо» в музыке, движении, танце, ритмическое рондо, форма: куплетная, двух-, трехчастная

Остинато – понятие в стихах, музыке, движении, танце, изобразительном искусстве. понятие ритмического остинато




Характер музыкального произведения. Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, штрихи, мелодия




Жанровое разнообразие в музыке

Марш, танец, песня. Понятие «маршевая», «танцевальная», «песенная музыка». Взаимопроникновение музыкальных жанров

Фея Вдохновения

Импровизации

Нахождение остинато во всем, что нас окружает. Создание музыкальных образов в соответствии с жанровым разнообразием музыки. Теоретическая самостоятельная деятельность с использование средств музыкальной выразительности

Работа с родителями

«Музыкальный букварь» - знакомство с некоторыми музыкальными терминами. Организация совместного с детьми творчества.

Работа с педагогами

Выставка поделок «Музыкальный букварь»

Фея Звука

«Звучащие» жесты, знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами

Знакомство с понятием «звук»

Где живут звуки? Что и как звучит? Слушаем и определяем звуки. Приемы звукоизвлечения.

Музыкальные и шумовые инструменты, игра на них

Инструменты, используемые в технологии К. Орфа. Шумовые инструменты и их изготовление. музыкальные инструменты, знакомство с их звучанием. Сопровождение пение и танцев игрой на музыкальных и шумовых инструментах.

Фея Вдохновения

Импровизации

Озвучиваем песенки, сказки, стихотворения способом звукоподражания. Звуковые загадки. «Угадай-ка, чей я звук?» импровизируем на шумовых и музыкальных инструментах. Сочиняем звуковую сказку.

Работа с родителями

«Звук-волшебник» - беседа с родителями о способах, приемах звукоизвлечения. Создание домашнего оркестра из предметов быта в качестве шумовых инструментов

Работа с педагогами

Создание шумовых музыкальных инструментов. организация в групповых помещениях творческих уголков «Орфики»

Фея Воображения

Развитие психических функций детей

Развитие памяти, абстрактного и образного мышления

Игры-упражнения на развитие внимания, быстроты реакции, умения анализировать.

Запоминание и точное повторение музыкальных фраз, мотивов, оборотов, попевок, считалок, игр, их исполнение со словами и на слоги.

Запоминание и воспроизведение шумовых жестов, музыкальных и шумовых звуков, танцевальных движений. Понимание и выражение чувств, передаваемых в музыке.

Фея Вдохновения

Импровизации

Собственная интерпретация знакомых образов в импровизации под музыку в свободном пластическом движении с предметами и без них. Что нам понравилось, запомнилось сегодня?

Работа с родителями

Игры с детьми «Воображалки». Сочиняем детские песенки сами («Что вижу, о том и пою»). Учимся импровизировать




Работа с педагогами

Педагоги сочиняют с детьми потешки, приговорки к режимным моментам. Импровизации с детьми в свободное время

Фея Вдохновения

«Встреча с Феями»

Творческие навыки

Игра «Эхо» (ритмическая, в пении, в движении).

Игра «Свободное эхо» (вариантное повторение ритма, мелодии, движений).

Сочинение ритмического остинато, ритмического сопровождения (музыкального и шумового) к движению, к знакомым попевкам, песенкам

Работа с родителями

Творим вместе с детьми. Создаем «Портфолио достижений»


Работа с педагогами

Методическая помощь в создании «Портфолио достижений» ребенка. Проведение творческих игр и выполнение творческих заданий

Мы стремились вызвать доброжелательную заинтересованность в каждом ребенке. Особое значение это имело для малоактивных, замкнутых детей, которые испытывали затруднения в общении. С целью раскрепощения таким детям предлагалось поучаствовать в привлекательном для них виде музыкальной деятельности. Мы ненавязчиво общались с ними, предлагая те или иные способы игры, звукоизвлечения, исполнения танцевальных движений. В совместной деятельности педагог высказывался о достоинствах их творческих проявлений, демонстрируя достижения.

Постепенно двигательные, игровые умения детей совершенствовались, расширяя и возможности для творческого самостоятельного их применения. У детей появилась возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как разнообразно можно использовать, например, обычные шаги или сочетания звуков. Мы побуждали их находить индивидуальное решение и поощряли разномыслие, позволяющее предложить несколько решений одной и той же задачи, всячески демонстрировали эмоционально положительный настрой, увлеченность деятельностью. Все предложенные ими варианты принимались и воплощались, не подвергаясь негативной оценке и критике. Творческое импровизационное музицирование дало детям возможность самопроявления, самовыражения. В их поведении были замечены проявления доверия ко взрослому, уверенность в себе в процессе выполнения деятельности. Очень важным и интересным стало само участие в сотворчестве.

Отметим, что синтез двигательных, интонационно-речевых, инструментальных импровизаций, организуемых и направляемых педагогом, спонтанность рождения и воплощения идей ребенка, атмосфера незапрограммированного творчества через использование элементарных движений в танцах, пении, играх, несложного остинатного аккомпанемента в инструментальном сопровождении пения и ритмики, неординарного применения игрушек, бытовых предметов обеспечили возможность развития творческих способностей детей, превращая совместное музицирование в творческий, увлекательный процесс создания детских «шедевров». Это явилось той психологической основой, на которой мы организовали музыкально-творческую игровую деятельность детей с использованием технологий К. Орфа.


Используемая литература



  1. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования. М.: изд. Центр «Академия», 2012.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб: Питер Ком, 1999.

  3. Забурдяева Е., Крш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Вып. 1-2. СПб, 2008-2010.

  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина,1995.

  5. Никитин Б., Никитина Л.. Мы, наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия,1989.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Провсещение, 1987.

  7. Тютюнникова Т. Уроки музыка. Система Карла Орфа: Метод. Пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

  8. Тютюнникова Т.Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа? // Дошкольное воспитание.1998. №4.

  9. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред пед . учеб. Заведении / под ред. Н.С. Лейтеса.2-ое изд., перераб. И доп. М.: ACADEMIA, 2000.

  10. Шульверк: система музыкального воспитания Карла Орфа (по материалам книга «элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа») / сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978. Режим доступа: meta-music/ru/method/shulverk-sistema-muzykalnogo-vospitaniya-karla-orfa