Главная страница

Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов


Скачать 59.84 Kb.
Название Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов
Дата 13.03.2016
Размер 59.84 Kb.
Тип Документы


Воронкова Людмила Владимировна,

воспитатель,

МАДОУ ДС № 21,

г. Бердск
Развитие творческих способностей дошкольников

через аппликацию с использованием 

нетрадиционных приёмов и материалов
 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».  В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Развития творческих способностей обусловлены также соблюдением требований ФГОС ДО и отвечает ряду его задач - создание благоприятных условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развития творческого потенциала каждого ребёнка.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости. Если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно когда умело, регулируется и применяется наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений. Во время работы  дети знакомятся со свойствами разных материалов, учатся различать геометрические фигуры,  цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе  аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и  взрослыми. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Большая роль в аппликации уделяется её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

 Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Оригами

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с  помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы

Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами  даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
Список литературы:

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – 148с.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-89с.

3. Дубровская Е.А.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-34с.

4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 56 с.