Главная страница

Конкурс «Современный урок как средство эффективного и качественного образования»


Скачать 106.92 Kb.
Название Конкурс «Современный урок как средство эффективного и качественного образования»
Дата 11.02.2016
Размер 106.92 Kb.
Тип Конкурс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергеихинская

средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе

на конкурс

«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»

Егорова Наталия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, стаж работы 20 лет

2012 год

Аннотация урока

Актуальность темы:

Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтение произведений литературы, посвященных празднику писателями и поэтами. Привычку обращаться к таким произведениям надо создавать у ребят уже в школе, в том числе на уроках. В младших классах, да и в средних больше подойдут немудреные рождественские, святочные рассказы, а в старших классах - шедевры.

Предлагаемая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе предваряет тему «Святочный рассказ. Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке» (программа и УМК А.Г.Кутузова). Проведение такого урока актуально именно в начале 3 четверти, во время святок, так как это способствует формированию не только познавательных, но и личностных и регулятивных действий учащихся.  
Предварительная подготовка к уроку включает: подбор и изготовление костюмов и масок, разучивание колядок, индивидуальное задание для высокомотивированного ученика, использование возможностей ИКТ

Материал урока «Рождество в литературе и народных традициях» можно использовать на уроках русского языка и литературы, окружающего мира, МХК, ОРКСЭ

Тип урока – комбинированный

Цели урока:

  • познавательный аспект: учить использовать имеющиеся знания, формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, формированию артистических навыков; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; христианским праздникам; формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Задачи урока:

  1. Знакомство с национальными традициями и их особенностями.

  2. Воспитание любви к чтению, формирование читательской компетенции

  3. Развитие стойкого интереса к исконным традициям и быту своего народа.

  4. Выработка коммуникативных навыков, навыка сплочения группы.

  5. Формирование УУД: ставить перед собой цели и достигать их, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, адекватно оценивать свои достижения

Технологии, лежащие в основе конкурсной разработки:

    1. Технология формирования правильного типа читательской деятельности

    2. Технология проблемного обучения, исследовательской деятельности

    3. ИКТ

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, проектор, ЭОР

Раздаточный материал (тексты)

Костюмы и маски
Ожидаемые результаты

  1. Развитие стойкого интереса у учащихся к совместной творческой, поисковой и досуговой деятельности.

  2. Стремление к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в деятельности коллектива, в быту, на досуге.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Вступительное слово учителя.

  4. Чтение рассказа О.Ефремовой «Рождество» в сопровождении презентации «Рождество»

  5. Беседа по рассказу, словарная работа

  6. Пересказ легенды о рождественской ёлочке с элементами драматизации

  7. Работа в группах с ЭОР «Ряженые»

  8. Конкурс колядовщиков

  9. Знакомство с сервисом «Плейкаст» (музыкальная открытка)

  10. Подведение итогов урока, рефлексия

  11. Домашнее задание.

Тонкий месяц…

Снег идёт…

Купола с крестами…

Так и кажется, вот-вот

Пронесутся сани…

Ждёшь и веришь в волшебство.

Кажется всё новым…

Так бывает в Рождество.

С Рождеством Христовым!..


?
Вот уже более двух тысячелетий весь христианский мир каждый год с волнением и радостью ждет праздника Рождества.


?
В честь какого же события установлен этот праздник? (В память о рождении Иисуса Христа в Вифлееме).

Какое значение в мировой истории имеет это событие? (С этого дня начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление - от Рождества Христова. И когда мы говорим — «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова).

Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве. Нам предстоит отправиться в древний Вифлеем и узнать поподробнее о той заветной ночи, с 6-го на 7-е января, когда родился Иисус Христос. Поможет нам в путешествии рассказ Ольги Ефремовой «Рождество»

Чтение рассказа

Текст проецируется на экране и раздаётся каждому ученику для последующей работы с текстом. Презентация создана на основе ЭОР «Дары волхвов» (автор Рябчук С. М. http://www.proshkolu.ru/user/Fotinia/file/2229312/)


?
Беседа по рассказу:


?
Какие события предшествовали Рождеству Иисуса Христа? (перепись населения, отсутствие мест в гостинице, ожидание иудеями рождения Царя


?
Кто узнал первым о появлении на свет божественного младенца? Как это произошло?


?
Какие события ещё произошли этой ночью? (зажглась необычно яркая звезда, ангел спустился с небес к пастухам, волхвы отправились за звездой)

Какие незнакомые слова вам встретились? (волхвы, караван)


?
Кто из вас может объяснить значение этого слова?


?

?
Где мы можем посмотреть значение незнакомого слова?

Сопоставьте выражения с текстом: Не место красит человека, путеводная звезда


?
Господь рождается не в царских палатах, а в пещере. Он показывает нам, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета и бедность не уменьшают его достоинства.


?
Кто из вас знает, что именно принесли волхвы в дар Иисусу Христу? (золото, ладан и смирну)

Что символизировали эти дары? (последний слайд презентации)

Легенда о рождественской ёлочке

Непременным атрибутом Рождества является наряженная ёлка. А почему именно она, мы узнаем из древней легенды.

Предлагаем подготовленному ученику выбрать 3 помощников, распределить между ними роли (слова на карточках) и разыграть небольшое представление - легенду о рождественской ёлочке.

Конкурс колядовщиков

Время от Рождества Христова до Крещения называют на Руси святками. Согласно православной традиции святки длятся 12 дней по числу месяцев в году. В эти дни принято принимать участие в развлечениях и обрядах. Один из обрядов – колядование – представляет из себя театрализованное зрелище с переодеванием, весёлыми шутками и прославлением Иисуса Христа и хозяев дома.

Готовясь к уроку, вы разучили разные колядки, и сейчас мы устроим конкурс колядовщиков. Но сначала нужно правильно нарядиться. В этом нам поможет интернет. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b86375a4-4157-4364-b659-f5e8dd82c6f8/view/

Работа с ЭОР «Ряженые» в группах, в ходе которой учащиеся добудут необходимую информацию

Побеждённых в конкурсе не будет, но лучших артистов отметим.

Подведение итогов. Рефлексия.

Обсуждение урока проводим по привычной детям формуле «3 Ч»:

  1. Что узнали?

  2. Чему научились?

  3. Чему удивились?

В завершении урока знакомство с сервисом «Плейкаст» (Музыкальная открытка). Учитель может подготовить открытку самостоятельно или использовать готовые, выполненные участниками сетевого проекта «Приходи к нам, Рождество!» на сайте Вики-Владимир (http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0_/_%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%94%D0%98_%D0%9A_%D0%9D%D0%90%D0%9C%2C_%D0%A0%D0%9E%D0%96%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E)

 Домашнее задание

  1. прочитать рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

  2. по желанию создать свою музыкальную открытку, используя стихи русских поэтов на сайте «Православные праздники в литературе и живописи (http://www.ippo.ru/pravoslavnye-prazdniki-v-literature-i-zhivopisi-/rozhdestvo-v-russkoy-poezii.html) или сочинив свои собственные



Приложение 2

Дети. Благословите, хозяева, в высокий терем зайти, Христа прославити, хозяина с хозяйкой поздравити.

Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады видеть вас!

 

Дети исполняют стихи-колядки

1-й.                             Добрый вечер тому,

                                   Кто хозяин в дому:

                                   Старому, молодому

И Богу святому!

2-й.                             Чтоб здоровы были,

Чтобы нас не забыли

Старый, молодой

И Бог святой.

3-й.                           Коляда – колядин,

                                 Я у батеньки один,

                                  По колено кожушок,

                                  Дайте, тётя, пирожок!

4-й.                           Коляд – коляд – колядушек,

                                  Хорош с мёдом хлебушек,

                                  А без мёду не таков,

                                  Дайте тётя, пирогов!                                  

1-й.                           Я маленький хлопчик,

                                  Принёс Богу снопчик,

                                  Христа прославляю,

                                  А вас с праздником поздравляю.

2-й.                            Щедрик,ведрик,

                                   Дайте вареник,

                                   Грудочку кашки,

                                   Кольцо колбаски.

3-й.                            Дайте лепёшку,

                                   А то завалим окошки.

4-й.                            Дайте пирога,

                                   А то сведём корову за рога.

Приложение 1

Римский император  Август захотел узнать, сколько подданных. Для этого он приказал произвести народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, откуда он родом. Как и все, праведный Иосиф должен был повиноваться приказу римского императора. Городом его предков был Вифлеем. Туда вместе с пресвятой Девой Марией и должен был поехать Иосиф.

Время тогда было суровое. Путь был очень далёкий, а дорога опасная. Путешествие в Вифлеем  страшило Иосифа, но приказ императора был строг. После долгого и утомительного путешествия усталые путники, наконец, достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа.

Гостиница, в которой думал остановиться Иосиф, была вся полна народом.

-Пойдём в город, - сказала с кротостью Святая Дева, - может быть, мы встретим какую-нибудь сострадательную душу, которая окажет нам гостеприимство.

Но напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема, - ни одна дверь не отворилась перед ними

Однако на землю уже спустилась тёмная восточная ночь. Усталые и измученные, стояли они не зная, куда им идти. Наконец они увидели пещеру, служившую для пастухов и их стад убежищем во время непогод.

Здесь-то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры,  родился от Пресвятой Девы Марии Царь мира – Господь наш Иисус Христос.

Счастливая мать спеленала Его, положила в ясли и оберегала сон божественного младенца

Была ночь. Весь город был погружён в глубокий сон.

Не спали только пастухи, - они недалеко о Вифлеема были в поле и пасли стада овец. Вдруг увидели они сильный свет на небе, и снеба в светлых, белых одеждах спустился к ним ангел Господень. Пастухи испугались.

- Не бойтесь! – сказал им ангел. - Я возвещаю вам радость великую, - радость всем людям. В эту минуту родился в городе Давидовом Вифлееме Спаситель, который есть обещанный Христос - Господь

Идите в Вифлеем, и там в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях".

И вот явилось с неба многое множество других, таких же светлых сияющих ангелов, - и все вместе запели чудную хвалебную песнь. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

Наконец пастухи пришли в себя от этого чудного явления и сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось».

В пещере они увидели Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в убогих яслях, и поклонились Ему.

Потом они всем рассказали, что слышали от ангелов и как видели родившегося Спасителя.

В то время, когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, на небе взошла особенно красивая, большая и светлая звезда.  Она так сильно и ярко светила на землю, что все люди невольно обращали на неё внимание

За этой особенной звездою шли с востока мудрецы, или, как их тогда называли, волхвы. Все они занимались разными науками и, главным образом, следили за расположением и движением по небу звёзд и других светил небесных.

По звёздам волхвы угадывали жизнь людей и их будущее. Увидев теперь особенную звезду, они решили, что на земле случилось что-то необычное, а так как звезда в той стороне неба, где расположена земля еврейская, то волхвы и думали, что к евреям и явился тот великий царь, которого они давно ждут и называют Спасителем. Некоторые из волхвов захотели видеть царя.

Собрались они большим караваном и отправились в землю еврейскую. Дорогою они всё время следили за чудесной звездой, которая и привела их в Вифлеем и остановилась над пещерою, в которой родился и лежал в яслях Господь

Дорогою они всё время следили за чудесной звездой, которая и привела их в Вифлеем и остановилась над пещерою, в которой родился и лежал в яслях Господь

Волхвы вошли в пещеру и там увидели Божественного Младенца. Поклонились волхвы родившемуся Господу до земли, принесли Ему богатые дары и уехали в свою страну…