Главная страница

Рабочая программа по русскому языку класс 5 «Б» учитель: Бадамшина Гульнара Фидарисовна г. Норильск 2013 г. Пояснительная записка


Скачать 0.98 Mb.
Название Рабочая программа по русскому языку класс 5 «Б» учитель: Бадамшина Гульнара Фидарисовна г. Норильск 2013 г. Пояснительная записка
страница 1/6
Дата 29.02.2016
Размер 0.98 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»

663319, Красноярский край, г. Норильск, проезд Молодежный, д. 7

тел./факс (3919) 46-52-38

e-mail: norilskmoy17@mail.ru
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор МБОУ «СОШ №17» зам директора по УВР на заседании МО

____________И.В.Суглобова ______________ Н.В.Жукова протокол № ____

«_____» _____________2013г. «_____» ____________2013г. «____» _________ 2013г.

____________

Рабочая программа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
класс 5 «Б»
учитель: Бадамшина Гульнара Фидарисовна

г. Норильск

2013 г.
Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.


Содержание литературного образования

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.


Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

5-6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 12-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2010;

2) Государственного стандарта общего образования;

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе;

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 12-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Определение последовательности изучения материала выполнено согласно Программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Такое построение материала соответствует логике учебника Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007

Рабочая программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А.Жуковский « Спящая царевна»; А.С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Исключены из программы некоторые произведения зарубежных писателей: Р.Стивенсон «Вересковый мед»; Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из них на развитие речи-9, уроков внеклассного чтения-4, изучение наизусть-13. В неделю - 2 часа.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех учащихся одинаков, то на уроке при коллективной форме работы используется дифференцированный подход в обучении. Наряду с фронтальным обучением дифференцированный подход осуществляется и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

Применение в обучении учащихся, разных по уровню подготовленности, дифференцированного подхода, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности учащихся,– необходимое условие освоения содержания учебного курса.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа.

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.


ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При проверке и оценке знаний применяются следующие виды контроля:

текущий:

  • фронтальный опрос

  • индивидуальный устный опрос

  • опрос по карточкам

промежуточный:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  • выразительное чтение

  • развернутый ответ на вопрос

  • анализ эпизода

  • комментирование

  • характеристика литературного героя

  • инсценирование

итоговый (за полугодие):

  • анализ эпизода

  • тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


НОРМЫ ОЦЕНОК УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО литературе

Устные и письменные ответы учащихся на уроках литературе оценивается в соответствии с Положением о нормах оценок устных и письменных ответов учащихся по русскому языку и литературе, утвержденным директором МБОУ «СОШ №17» (приказ № _____от ___________ ) .
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ПРЕДМЕТУ

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Литература: 5кл.: Учеб.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5кл.- М.: Просвещение, 2007, 2009.

Методические пособия: Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5кл.: Метод. советы.- М.: Просвещение, 2005;

Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн.для учителя.- М.: Просвещение,2008.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений)

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления)

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления)

Из литературы XIX века

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка

Антоний Погорельский.«Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений)

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений)

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Крас­ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений)
  1   2   3   4   5   6