Главная страница

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка


Скачать 88.63 Kb.
Название Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Дата 11.03.2016
Размер 88.63 Kb.
Тип Документы

Логинова Наталья Юрьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №15

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благо­даря общественно-политическим, эко­номическим, социальным преобразова­ниям, произошедшим в нашей стране в последние десятилетия. Сменились цен­ностные ориентации, и в качестве самой большой ценности, в соответствии с провозглашенными принципами гума­низации и демократизации общества, признается свободная, развитая и обра­зованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняю­щегося мира.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных/коммуника­ционных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функциониро­вать в нем.

Современному выпускнику необходимы знания, состав­ляющие целостную картину мира, на­выки и умения осуществлять раз­ные виды деятельности: учебную, тру­довую, эстетическую. Он должен обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятель­ности, уметь пользоваться новыми ин­формационными технологиями, быть го­товым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты.

Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подхо­де к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учи­тываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятель­ности учения.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и приемы/техноло­гии обучения) и на весь учебно-воспи­тательный процесс в целом (взаимо­действие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способст­вуя созданию благоприятной для школь­ника обучающей и воспитывающей сре­ды.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в равенстве всех ее составляющих – интегративная цель обучения ино­странным языкам. Коммуникативная компетенция – способ­ность и готовность осуществлять иноя­зычное межличностное и межкультур­ное общение с носителями языка.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

-речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

-умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

-языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;

-развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

-социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;

-компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

-учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Особый акцент в условиях личностно-ориентированного подхода делается на развитии социокультурной составляющей, которая включает не только приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, но и лучшее осознание культуры своей страны, развивая умение представлять ее средствами иностранного языка, а также включение школьников в диалог культур.

Личностный смысл содержания образования, его практическая направленность выражаются в первую очередь в том, что акцент делается на деятельностной составляющей содержания обу­чения, что предполагает практическую направленность знаний, их активное применение.

Также важен отбор иноязычного содержа­ния обучения. Сегодня большое значение придается возрастным особенностям школьников на каждой ступени обучения, их интересы, возможности и потребности, таким образом, предметное содержание речи соотносится с реальными проблемами и реальными сферами общения.

В своей работе я использую УМК Кузовлева В.П. Автор, следуя требованиям, предъявляемым к отбору материала, предлагает разнообразные темы. Так в учебниках учащиеся 5 класса знакомятся со сверстниками из Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, со сказочными героями, городами Великобритании, учатся рассказывать о своей семье, своем городе, своих увлечениях. В 6 классе школьникам предлагаются такие темы, как «Внешность», «Здоровье», «Характер», «Погода», «Покупки», «Мой дом». В 7 классе учащиеся говорят о дружбе, экологии, достопримечательностях и известных людях своей страны и Великобритании. Восьмиклассники узнают о традициях страны изучаемого языка, рассуждают о спорте и здоровье, моде. В учебнике для 9 класса автор предлагает обсудить роль книг, музыки в жизни людей, образования, здорового образа жизни. В 10 – 11 классах затрагиваются проблемы подростков, предлагается страноведческий материал об англоязычных странах .

При отборе материала, в соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода, Кузовлев В.П. предлагает избыточность подачи. Тем самым, выделяя два уровня: уровень предъявления и уровень спроса, который несколько ниже уров­ня предъявления. Таким образом, учитываются возможности и потребности учащихся, что позволяет осуществлять дифферен­цированный и даже индивидуальный под­ход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоя­тельности и активности.

Самостоятельность и активность учащихся достигается и благодаря проблемной подаче материала, а не в сообщении «готовых зна­ний», в побуждении учащихся к размыш­лению, самостоятельному поиску ин­формации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто про­является в проблемном представлении грамматического материала, в том, что темы зачастую формулируются в виде проблем, а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлек­сии (самонаблюдения, самоотчета), ко­торая способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки.

Очень важно чтобы отобранные материалы обращались к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждали к выражению собственного мнения, оцен­ки, что стимулирует формирование цен­ностных ориентации.

Личностно-ориентиро­ванный подход также влияет на выбор приемов/тех­нологий обучения. Ученик должен стоять в центре учебного процесса. Он должен стать активным субъектом деятельности уче­ния. Для реализации этих принципов, а также чтобы организовать взаимодействие ученика с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность, я стараюсь отдавать предпочте­ние таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудни­честве»).

На своих уроках я часто использую группо­вую работу над разными текстами, кото­рая позволяет, с одной стороны, каждо­му учащемуся группы выполнять посиль­ные функции, например, при изучающем чтении (чтении с полным пониманием): одному — вполголоса читать текст, дру­гому — выделять незнакомые слова, третьему — искать их значение в слова­ре, четвертому — перевести предложе­ние, вызывающее трудности для пони­мания, и т. д. Такая работа готовит уча­щихся к реальной коммуникации — об­мену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции школь­ников в группе могут меняться, так же как и состав групп, но важно, чтобы осу­ществлялись взаимодействие, взаимопо­мощь. Данный вид деятельности (при правильной организации) может способствовать раз­витию речевой инициативы, совершен­ствовать учебные и коммуникативные умения.

Я часто использую такой вид работы, как “Jigsaw Reading”. Работа над текстами ведется в группах по три человека, которые выполняют одинаковые задания, читая каждый свой текст. Затем, встретившись в экспертных группах (с учащимися из других групп, работавшими с теми же текстами), сверяют свои ответы с ответами других ребят. Каждый может предложить какой-либо вариант, но необходимо доказать свою точку зрения. На третьем этапе работы учащиеся возвращаются в свои группы и сообщают информацию по тексту другим участникам. Таким образом, работая над одним текстом, учащиеся, в итоге, извлекают информацию из трех, делясь ею, друг с другом. Четвертый этап – фронтальная работа, каждый учащийся может высказать свое мнение и поделиться информацией по всем трем текстам.

В развитии коммуникативной компетенции немаловажную роль играет использование компьютера. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что использование ИКТ на уроке, является стимулом для развития мотивации. Кроме того, наличие проектора, принтера и сканера позволяет не только создавать, но и копировать учебный материал, распечатывать, демонстрировать эпизоды.

Сегодня существует большой выбор компьютерных обучающих программ, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Используя этот материал, мне приходится "подстраивать” его под свой класс, учебник. Поэтому я остановилась на следующих мультимедийных продуктах:

• Для контроля усвоения лексического и грамматического материала существует много тестовых оболочек, которые дают возможность учителю составить свой собственный тест. Учащиеся могут увидеть и проверить свой результат сразу же и получить независимую оценку. Я пытаюсь освоить программу "My Test”.

• Для фонетической отработки лексики использую электронные словари ABBYY LINGVO 12.

Для проведения уроков стараюсь разрабатывать собственные мультимедийные материалы презентационного характера. Процесс этот довольно трудоемкий, однако позволяет мне создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества работы.

Для создания собственных мультимедийных пособий я использую программу Power Point. Презентации языкового и страноведческого характера решают проблему наглядного материала, так как на смену печатным пособиям приходят анимированные. Данная программа полезна для создания грамматических таблиц (объемных, с использованием гиперссылок), блоков теоретического и практического материала; тренажеров.

Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка. Это важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. Можно погулять по странам и городам и никаким рассказом нельзя заменить полученные от этого впечатления. Учащиеся с интересом самостоятельно работают с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем).

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методи­ки. В конце каждой темы я предлагаю ребятам темы для проектов, многие из учеников предпочитают групповые проекты, но некоторые выбирают индивидуальные. Важно подчеркнуть, что проект­ная методика имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и часто неречевого/материального продукта); позволяет сочетать самостоятельную ин­дивидуальную работу с групповой и кол­лективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды де­ятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск информации; способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3) продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Использую в работе разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и др.

Таким образом, личностно - ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности, предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации и создает предпосылки для большей результативности в развитии иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

1. Плигин А.А., Максименко И.М. «Now let’s play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку.» СПб «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2005

2. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного обучения в современной школе. М:Сентябрь, 2000

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Полат Е.С. – М., 2001