Главная страница

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру Пояснительная записка


Скачать 50.6 Kb.
Название Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру Пояснительная записка
Дата 11.03.2016
Размер 50.6 Kb.
Тип Пояснительная записка

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Коммуникация на языке осуществляется в двух формах: устной (звуковой) и письменной (графической).

Для устной коммуникации характерны контакт общающихся, скоротечность ее процесса, определяемой скоростью, а также набор реплик, отличающихся эмоциональностью, позволяющей не только понять содержание сообщения, но и эмоциональное состояние говорящего, его личность.

Очень важной чертой устной коммуникации является ситуативная обусловленность речи, включающая учет реплик партнера по коммуникации.

Большая роль в развитии коммуникативных навыков отводится игре.

Игра, как прием обучения, развивает и совершенствует разговорные навыки детей, естественную и беглую речь. Существенное преимущество ролевой игры - это 100% занятость учащихся. Игра доставляет удовольствие играющим, а значит, изучение материала усваивается намного эффективнее.

Использование элементов игры на уроке несомненно повышает его эффективность. Учащиеся с удовольствием инсценируют составленные ими диалоги, показывают умение использовать разговорные клише и фразы, проявляют интерес в выполнении тренировочных упражнений. Эмоциональность, активность и желание общаться на английском языке характеризуют достижение поставленных целей.

Проблема: Несоответствие используемых стандартных методов обучения современным требованиям к овладению иностранным языком. А в результате-

низкий уровень владения учащимися общеобразовательной школы иноязычным говорением.
Цель: Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру
Задачи: 1.Подобрать языковой и речевой материал коммуникативного характера

( тематическая лексика, разговорные клише, фразы, реплики, загадки,

кроссворды…)

2. Смоделировать ситуации речевого общения в соответствии с темой урока.

(Разработать коммуникативные задания с реальным жизненным

обоснованием, которые побуждают учащихся приближать их языковое

поведение к ситуациям реальной жизни и стимулируют желание

высказаться)

3. Проведение занятия с использованием учебно-речевых ситуаций в форме

ролевой игры

Участники:

Учащиеся 6 классов, учитель

Сроки проведения: 10 - 12 уроков на каждую тему

Ресурсное обеспечение: оборудованный кабинет иностранного языка.
Применение игровых ситуаций является одним из лучших способов сделать урок ярким, насыщенным и неординарным, помогая «окунуть» учеников в языковую среду Современные ученики являются более раскрепощёнными и именно в таком обучении они будут принимать активное участие не потому, что «надо», а потому, что «хочу». А в результате можно достичь больших успехов.

Вопрос о применении игровых ситуаций в процессе обучения английскому языку давно привлекает внимание многих педагогов.

По этой проблеме имеется ряд работ Китайгородской Г.А, Бабаянц А.В, Искриной С.А, Ариян М.А, Цетлина В.С. Они рассматривают понятие «учебно-речевой ситуации», «коммуникации» и «коммуникативной компетенции», а также ситуации реального общения и ситуации, смоделированные в соответствии с темой урока.

Учебно-речевая ситуация (УРС) - средство организации профессионально-ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого — воссоздать типичную для деятельности учителя ситуацию общения, чтобы включить обучаемых в эту деятельность.

Коммуникация состоит в передаче друг другу определённых сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга.

Коммуникативная компетенция – это способность и возможность учащихся осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом предметах.

Этапы реализации проекта


п/п

Мероприятие

Время

реализации

Ответственный

1.


2.

3.

Подобрать языковой и речевой материал коммуникативного характера

Смоделировать ситуации речевого общения в соответствии с темой урока.

(Разработать коммуникативные задания с реальным жизненным обоснованием, которые побуждают учащихся приближать их языковое поведение к ситуациям реальной жизни и стимулируют желание высказаться)

Проведение занятия с использованием учебно-речевых ситуаций в форме

ролевой игры

1-2 урока


3-5 уроков

3-4 урока

учитель


учитель

учитель


Ожидаемые результаты:

1.Овладение коммуникативными компетенциями, позволяющими осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

2. Умение запросить нужную информацию, адекватно реагировать на реплики своих товарищей, составлять микро диалоги в парах по предложенной ситуации.

Например, в ролевой игре « Покупки» (6 класс) ученик, выполняющий роль покупателя, может задать вопросы продавцу о наличии товара, его цены, цвета, размера, качества, выразить свое мнение по предложенному товару. Соответственно, ученик в роли продавца должен вежливо отвечать на вопросы покупателя, предоставить запрашиваемую информацию, дать совет…
Использованная литература:

Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ ИЯШ №1, 2010 с. 34-38.

Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы.ИЯШ №1,1985г.-С.35

Бабаянц А.В.Технология стимуляции реального общения на иностранном языке. // ИЯШ №3, 2004г.-С.60-66

Бордова Е.В., Использование ситуаций в процессе обучения.//ИЯШ №4, 1987г.-С.35

Вайсбурд М.Л., Ситуативная роль как методическое понятие.//ИЯШ №5, 1984г.-C.25

Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1986.-51с.

Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. // ИЯШ №3, 2000г.- С.24-26.

Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. //ИЯШ №2, 2004.-С.40