Главная страница

Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся


Скачать 128.24 Kb.
Название Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Дата 27.02.2016
Размер 128.24 Kb.
Тип Документы

Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся.

Проектное обучение  по своей идеологии, требует коренного изменения педагогических действий учителя, центральной задачей которых является перевод учащихся в режим самостоятельного созидания знаний. Чаще всего учащиеся получают информацию из книг и из уст учителя. Проектная деятельность позволит школьникам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому ребёнку сделать значимое и полезное дело, проявить себя в той или иной деятельности, сделать то, что получается лучше. Это важный момент в становлении личности ребёнка. Залог положительного исхода проектной деятельности видится в грамотном педагогическом сопровождении учебной работы. Учитель должен прогнозировать за ранее трудности, которые могут встретиться на этапе разработки проектного задания. Оказать оперативную помощь во время выполнения проекта, внести коррективы в последующие этапы учебной работы. Кроме того, разностатусные отношения учителя и ученика выводятся в плоскость равноправного сотрудничества.

Создание проекта

циклограмма работы над проектом

 1.  Подготовительный этап

        Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов.

        Выдача рекомендаций будущим авторам, консультирование

2. Организация работы

        Формирование проектных групп, распределение обязанностей между членами группы.

        Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.

        Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы.

3. Завершающий этап

        Оформление результатов проектной деятельности.

        Предзащита проектов.

        Подготовка к публичной защите проектов.

        Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

4. Заключительный этап

        Публичная защита проектов.

        Подведение итогов, анализ выполненной работы.  (Рефлексия)

        Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Практическое использование проекта

Последовательность выполнения проекта можно кратко представить в виде таблицы. (См. табл. №1)

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

Целеполагание

Определение темы.

Выбор рабочих групп.

Выявление одной или нескольких проблем.

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Выявляют проблемы.

Мотивирует деятельность учеников.

Объясняет задачи.

Наблюдает.

Планирование

Анализ проблемы.

Выдвижение гипотез.

 

Выдвигают гипотезы.

Определяют задачи.

Помогает в анализе.

Наблюдает.

 

Проверка правильности выбранных методик работы

Обсуждение методов работы, источников информации.

Обсуждают наработанный материал.

Делятся дополнительными источниками информации.

Наблюдает.

Консультирует.

Советует.

 

Выполнение

Поиск необходимой информации. Обсуждение наработанной информации.

Выполнение проекта.

Работают с источниками.

Анализируют, синтезируют, сравнивают.

Оформляют проект.

Наблюдает.

Консультирует.

Защита проекта

Подведение итогов.

Представление результатов.

Защита.

 

Защищают проект. (Форма может быть различной: конференция, выставка, телепередача и т.д.)

Участвует в коллективной защите проекта. Оценивает.


В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения и навыки

 Рефлексивные умения:

        Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

        Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 Поисковые (исследовательские) умения:

        Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

        Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

        Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

        Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

        Умение выдвигать гипотезы.

        Умение устанавливать причинно-следственные связи

 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

        Навыки коллективного планирования.

        Умение взаимодействовать с любым партнером.

        Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

        Навыки делового партнерского общения.

        Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 Менеджерские умения и навыки:

        Умение проектировать процесс (изделие).

        Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

        Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

        Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

        Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

        Умение вести дискуссию.

        Умение отстаивать свою точку зрения.

        Умение находить компромисс.

        Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

        Презентационные умения и навыки.

        Навыки монологической речи.

        Умение уверенно держать себя во время выступления.

        Артистические умения.

Паспорт проектной работы

1)    Название проекта.

2)    Руководитель проекта.

3)    Консультант(ы) проекта.

4)    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)    Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)    Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс).

8)    Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)    Цели проекта (практическая и педагогическая).

10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). 11) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

12) Необходимое оборудование.

13) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).

14) Предполагаемые продукты проекта.

15) График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

16)  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

17) Оценка содержания проекта (отзыв)

18) Оценка презентации проекта (отзыв)

 Примеры из собственного опыта:

Тема исследовательского проекта из учебника 7 класса Г.П. Сергеева «Классика на мобильных телефонах».

Выбор творческой группы и распределение обязанностей между участниками (по желанию учащихся). Сбор информации, опрос или анкетирование, художественное оформление проекта, пение, игра на инструменте, декламация, фоторабота, анализ статей, работа в интернете и т. д. в зависимости от проекта.

ЦЕЛЬ проекта: узнать о классических музыкальных пристрастиях пользователей мобильных телефонов.

Определение задач проекта:

1. Выдвинуть гипотезу по данной тематике (я предполагаю, что …)

2. Провести анкетирование среди учащихся, учителей, работников школы «Какие мелодии классиков стоят на звонках в ваших мобильных телефонах?»

3. Характеризовать музыкальные произведения, встречающиеся в мобильных телефонах с их озвучиванием (игра на инструменте, прослушивание СД диска и т.д.).

4. Рассказать о композиторах данных произведений.

5. Просмотреть иллюстрации и рисунки учащихся, выполненных к данным произведениям.

6. Высказать свою точку зрения на объект исследования

7. Выводы проекта
 

Разработка исследовательских проектов на уроках музыки

как одна из форм повышения творческой активности обучающихся

Сайганова Светлана Геннадьевна

учитель музыки МОУ «Солохинская СОШ»

1 квалификационная категория

Словарик «проектных терминов»

 

        Актуальность исследования — характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

        Вопросы проекта - форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта.

        Выход проекта (продукт проектной деятельности) - разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.

        Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных".

        Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

        Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).

        Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).

        Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

        Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

        Игровой (ролевой) проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

        Индивидуальный (персональный)проект -проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

        Информационный проект - проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта

        Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов

        Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).

        Координация - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.

        Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

        Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

        Оппонент - учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

        Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.

        Практико-ориентированный проект - проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера

        Презентация проекта - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

        Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.

        Проект- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

        Проектирование - 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии;

        Защита проекта; 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология".

        Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

        Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

        Результаты проекта - 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.

        Рецензент - учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект.

        Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.

        Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

        Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы.

        Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализации участников проектной группы.

        Телекоммуникационный (учебный) проект -групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.

        Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

        Целевой акт (целевая установка) - одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910 - 1920-е гг.

        Цель проекта - модель желаемого конечного результата проектной деятельности.

        Этапы проекта - основные периоды работы над проектом.