Главная страница

Работа классного руководителя с семьями учащихся с овз в условиях мскоу скош VIII вида г. Арзамаса


Скачать 74.34 Kb.
Название Работа классного руководителя с семьями учащихся с овз в условиях мскоу скош VIII вида г. Арзамаса
Дата 29.02.2016
Размер 74.34 Kb.
Тип Документы

Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в

условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса
Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

К сожалению, по данным исследований более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. В связи с этим наша задача помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

- вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

- поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

- важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах .

Слайд2 Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума в нашей школе недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%- среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка с ОВЗ. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно он является координатором взаимодействия учителей-предметников, социально-психологической, медицинской служб школы и родителей.

Еще до начала обучения классный руководитель знакомится с ребенком, его родите-лями, условиями жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать занятия в школе. Задача педагога- сгладить негативное отношение ребенка, его родителей к коррекционной школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика. Изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с ребёнком, понять жизнь семьи, её уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности.

Работа с семьей- одно из приоритетных направлений воспитательной работы . В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения класса, представленной на МВ, содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей, паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы МСКОУ СКОШ VIII вида с семьями учащихся: Слайд 3

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

  • Оптимизация детско-родительских отношений

  • Поддержка и повышение социального статуса семей

  • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

  • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

Слайд 4 Родительское собрание –одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Слайд 5Традиционно 2 раза в год в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом ожиданий родителей от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб города. Слайд 6Кроме того, в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

Классные родительские собрания планируются педагогами на основе общешкольной программы «Родительская школа» » , которая представлена вашему вниманию на МВ . Тематика собрания выбирается классным руководителем исходя из целей и задач функционирующей воспитательной системы класса.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего 6 «Б» класса на этот учебный год являются: формирование дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям. В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :СЛАЙД 7

  • «Учите ребёнка быть добрым»

  • «Поручения ребёнка в семье»

  • «Кодекс семейного здоровья»

  • «Воспитание без наказания».

Проводить родительские собрания стараюсь нестандартно, используя активные формы организации, вносить в их проведение новые идеи, стимулируя и направляя интерес родителей к проблемам воспитания. Все собрание завершаю конкретными рекомендациями каждому, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.

В работе с семьёй педагогами школы используется целый спектр форм индивидуальной и групповой работы . Тема и форма работы выбирается классными руководителями , исходя из запросов самих родителей, по выявленным проблемам из педагогической диагностики, по выявленным рискам в обучении и поведении учащихся. В первую очередь-это индивидуальное консультирование, патронаж семей

,(?посещение на дому). СЛАЙД 8 Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается. СЛАЙД 9 Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают. 10% (14семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй. СЛАЙД 10 Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Способствует этому организация совместных мероприятий. В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных и внешкольных мероприятиях . Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья и праздники, посвященные Международному женскому дню, и КТД «Встреча с профессией», и Дни открытых дверей. СЛАЙД 11

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности своего класса осуществляю с помощью включения их в такие виды взаимодействия как организация и проведение праздников (традиционным стало празднование Дня матери), посещение театра, выставок, выставки творческих работ учащихся, дни здоровья, помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, . Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект. Обязательно приглашаю родителей посетить занятия их детей в мастерских, рассказываю (с помощью мультимедийной презентации) о бывших моих выпускниках , работающих на производстве, имеющих свои семьи. В дальнейшем родители, узнав лучше учреждение, в котором учится их ребенок, уже не сомневаются, что он за годы обучения получит неплохую специальность, встанет на ноги.

Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро. Однако, анализируя уровень социализации наших выпускников за последние годы, видим, что большая часть из них благополучно трудоустраивается, создаёт свои семьи, занимая достойное место в современном обществе.

Сейчас оценивать результаты своей воспитательной работы нам приходится по каким-то пусть не слишком значительным, но успехам. Например, принимая в начале прошлого учебного года 5 класс, я имела 2 семьи, стоящие как неблагополучные на внутри школьном учёте. В конце года обе они были сняты с него, так как родители перестали злоупотреблять алкоголем, трудоустроились, активно сотрудничают со школой по вопросам воспитания детей. Это вселяет в педагога уверенность в правильности выбранной тактики воспитания подрастающего поколения.