Главная страница

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»


Скачать 34.18 Kb.
Название Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Дата 16.03.2016
Размер 34.18 Kb.
Тип Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, на основе программы «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Цель рабочей программы «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

Занятия в первом классе имеют пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Отличительная особенность этой программы и всего учебно-методического комплекса – включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.

Зрительный ряд выполняет функцию эмоцонально – эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Виды музыкальной деятельности на уроке по этой программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Это хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого дети учатся размышлять о музыке; импровизировать(речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация); писать небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах. В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений; выполняют эскизы к костюмам и декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям.

Урок музыки – урок искусства, нравственно – эстетической основой которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.

Методы музыкального образования и воспитании:

  • Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;

  • Интонационно – стилевое постижение музыки;

  • Эмоциональная драматургия;

  • Концентричность организации музыкального материала;

  • «забегание вперёд» и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

  • Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

  • Игры;

  • Художественный контекст (выход за пределы музыки).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

В рамках регионального компонента предусмотрено расширение содержания некоторых тем программ. Это позволяет учителям музыки не выходить за рамки программного материала.

Тема: Россия-Родина моя: песня о Юсьве

Тема: О России петь, что стремиться в храм: Знакомство с устным народным творчеством

Тема: Гори, гори ясно: Игры и обряды в календарных праздниках коми-пермяков

Тема: Музыка и ты: знакомство с устным народным творчеством коми-пермяков, сказки, легенды, заклички, игры.

Благодаря внедрению регионального компонента в учебный процесс могут быть достигнуты следующие цели:

  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации по месту рождения и проживания;

  • понимание детьми широкого круга явлений с позиции диалога культур, характерных для родного региона;

  • Развитие творческого потенциала школьников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.

  • Воспитание чувства гордости за землю, на которой они живут, чувство уважения к истории нашего края.

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год: 34 часа

Количество часов за год в первом классе: 33 часа