Главная страница

Рабочая программа «Хозяйственно бытовой труд, привитие навыков самообслуживания»


Скачать 93.44 Kb.
Название Рабочая программа «Хозяйственно бытовой труд, привитие навыков самообслуживания»
Л. М. Шипицына
Дата 04.03.2016
Размер 93.44 Kb.
Тип Рабочая программа

Рабочая программа «Хозяйственно – бытовой труд, привитие навыков самообслуживания» II вида составлена на основе авторской программы «Хозяйственно – бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» (автор Л. М. Шипицына); сборник «Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л. М. Шипицыной, Москва 1981 г.

  1. Пояснительная записка.

Одно из важнейших мест в социально – бытовой реабилитации и адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта занимает обучение хозяйственно – бытовому труду и навыкам самообслуживания; формирование основных приёмов трудовой деятельности этих детей возможно на самом элементарном, сенсорном, предметно – практическом уровне.

Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.

Основная цель обучения труду и навыкам самообслуживания – обеспечение продвижения ребёнка на пути его социализации.

Обучение детей класса ГУО направлено на:

* коррекцию личности;

* коррекцию познавательных возможностей;

* социальную адаптацию в обществе сверстников и других людей.

В задачу уроков по хозяйственно – бытовому труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Задачей курса является формирование знаний, умений и навыков самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания). Кроме того, в ходе умелой организации обучения бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации, воспитания волевых качеств, желания трудиться, веры в свои силы и возможности. Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни.

Основная воспитательная задача – изжить у детей тенденцию к иждивенчеству, выработать определённое стремление к доступным видам практической деятельности.

Чтобы осуществить решение указанных задач, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которые обеспечат эффективность подготовки по предмету:

- чёткий и целенаправленный характер обучения;

- соблюдение принципа дифференцированного подхода к каждому обучающемуся;

- организация уроков таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и значимый для него результат;

- учебный процесс должен способствовать достижению каждым ребёнком максимально возможного для него уровня трудовой умелости;

- усвоение учебного материала должно быть максимально наглядным;

- активное включение ребёнка в деятельность;

- обязательна положительная мотивация и ориентация на успех.

Замедленное произвольное и, зачастую, более развитое механическое запоминание диктует необходимость многократного повторения учебного материала в течение длительного времени.

Основные разделы предмета: «Уход за одеждой и обувью», «Уход за жилищем», «Приготовление пищи», в каждом из них предусматривается обучение навыкам самообслуживания согласно направлению раздела.

Тематическое распределение количества часов в 7 «Б» 9ГУО)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Уход за одеждой и обувью




31




1.Виды одежды. Классификация одежды по сезонам




3




2.Моющие средства, используемые при ручной стирке Правила хранения моющих средств.




2




3.Стирка рабочей одежды




2




4.Правила пользования электрическим утюгом. Уход за утюгом




3




5.Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани




2




6.Виды обуви.Уход за обувью.




3




7.Способы ухода за кожаной обувью




3




8.Повседневный уход за обувью и одеждой.




3




9.Мелкий ремонт одежды.




6




10.Пришивание пуговиц.




4

2

Уход за жилищем.




20




1.Виды жилых помещений.




2




2.Уход за помещением.




3




3.борочный инвентарь.




3




4.Уход за комнатными растениями.




5




5.Уборка помещения.




2




6.Правила ухода за мебелью




5

3

Приготовление пищи.




27




1.Помещение кухни, соблюдение чистоты и порядка.

Влажная уборка помещений кухни.




3




2.Правила чистки и мытья кухонной посуды.




3




3.Использование нагревательных приборов в приготовлении пищи.




3




4.Рецепты и способы приготовления овощных салатов.




1




5.Чистка и мытье овощей.




2




6.Использование картофеля в блюдах




6




7.Виды и способы приготовления бутербродов




6




8.Мытье и сушка посуды после приготовления пищи в горячей воде.




1




9.Правила поведения за столом




2

4

Уход за жилищем.




24




1.Правила ухода за школьной мебелью




3




2.Порядок мытья полов.Уборка помещений.




3




3.Виды отопления жилых помещений




3




4.Уход за окнами




3




5.иды жилых помещений:




3




6.Способы ухода за мебелью с различным покрытием.




4




7.Еженедельная и ежедневная уборка помещения.




2
















Итого




102


2. Содержание обучения.

I. Уход за одеждой и обувью.

Виды одежды. Классификация одежды по сезонам

Нижнее белье. Приемы стирки мелких носильных вещей.

Моющие средства, используемые при ручной стирке мелких носильных вещей: мыло, порошок

Стирка рабочей одежды: фартук,косынка.

Правила хранения моющих средств.

Правила пользования утюгом .Уход за утюгом. Способы чистки утюга.

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани.

Виды обуви. Классификация обуви по сезонам.Уход за обувью.

Способы ухода за кожаной обувью. Ежедневный уход за кожаной обувью.

Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.

Повседневный уход за обувью и одеждой.

Мелкий ремонт одежды. Правила при выполнении швейных ручных работ

Способы стачивания ткани по разрыву.

Ремонт рабочей одежды по разрыву.

Пришивание пуговиц с одним, двумя, четырьмя отверстиями

Практическое повторение. Игра-соревнование «Приведи в порядок свою одежду».

Практическая работа

Ручная стирка мелких носильных вещей.

Ручная стирка фартука (косынки).

Глажение мелких носильных вещей.

Уход за обувью. Удаление пыли и налипшей грязи.

Уход за кожаной обувью: нанесение крема, чистка щеткой.

Ремонт белья по разрыву. Мелкий ремонт одежды по разрыву.

Складывание ткани по разрыву. Стачивание ручным швом.

Пришивание пуговиц.
II.Уход за жилищем.

Виды жилых помещений.

Правила поведения в помещениях .

Правила последовательности поведения влажной уборки. Ежедневная уборка в классе.

Уход за растениями в классе. Способы подкормки цветов. Уход за комнатными растениями.

Правила ухода за мебелью.Ежедневная и еженедельная уборка жилых помещений. Правила ухода за школьной мебелью. Мебель в классе и ее назначение.

Предметы для подметания пола (веник, совок, щетка).

Чистка и протирание отопительных приборов.

Уход за окнами. Способы и средства очистки.Чистка и мытье окон.

Виды жилых помещений: общежитие, квартиры, индивидуальные дома.

Участие в генеральной уборке жилого помещения.

Способы ухода за мебелью с различным покрытием.

Мебель обыкновенная, полированная, мягкая.

Практическая работа.

Удаление пыли со столов и стульев. Влажная уборка помещения.

Полив, протирание листьев. Внесение удобрений.

Удаление пыли с подоконников. Мытье подоконников.

Уход за отопительными приборами

Мытье окон.

III. Приготовление пищи.

Помещение кухни, соблюдение чистоты и порядка.

Влажная уборка помещений кухни.

Кухонная посуда. Назначение. Применение.

Правила чистки и мытья кухонной посуды.

Нагревательные приборы и правила пользования ими.

Использование нагревательных приборов в приготовлении пищи.

Рецепты и способы приготовления овощных салатов.

Использование картофеля в блюдах. Способы чистки картофеля

Чистка картофеля.Применение вареного картофеля в блюдах.

Способы отваривания картофеля.

Виды и способы приготовления бутербродов. Рецепты.

Правила приготовления открытых бутербродовБутерброды закрытые.

Мытье и сушка посуды после приготовления пищи в горячей воде.

Культура поведения за столом.

Практическая работа

Способы отваривания картофеля.

Виды и способы приготовления бутербродов. Рецепты.

Мытье и сушка посуды после приготовления пищи в горячей воде.
4.Список используемой учебно-методической литературы:

    1. Литература для учителя.

      1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой. – М.: Издательство «ВЛАДОС»,2003 г.

      2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.- М.: Издательство «ВЛАДОС», 2006 г.

      3. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида. –М.: Издательство «ВЛАДОС», 2005 г.

      4. Кислякова Ю.Н. Пособие для учителя-дефектолога. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих предметов.- М.: Издательство «ВЛАДОС», 2004 г.